(важное замечание: здесь речь будет идти о жертве абъюза, а не о жертве из треугольника Карпмана)
 
Когда говорят о чувствах жертвы, то чаще всего называют стыд, страх и вину. Ещё отчаяние, одиночество и отвращение. Реже всего говорят о злости и ее степенях - например, ярости. Это чувство возникает далеко не первым и часто до него довольно сложно добраться. Но важно. Потому что оно как никакое другое возвращает жертве ощущение опоры, способности влиять на свою жизнь и возможности вернуть ответственность за произошедшее насильнику. О злости важно говорить в терапии, важно ее выражать и поддерживать. Находить способы и формы выражения этого чувства.
 
Но я хочу поговорить о более узком аспекте - о желании мести. Это желание вырастает из той же злости. Но в этом есть ещё и желание восстановить справедливость, наказать обидчика. Не вижу ничего плохого в этом. Но считаю крайностями - и религиозное всепрощение, и непомерное наказание. Здесь уместно вспомнить о происхождении пословицы "око за  око, зуб за зуб". Это ведь изначально не призыв к мести и насилию, а их ограничивание. Что если тебе выбили глаз, то можешь тоже выбить в ответ глаз, но не стоит из мести за это вырезать всех родственников обидчика в трёх поколениях. Но в то же время в этой пословице и нет запрета на месть. Потому она мне кажется очень уместной в этой  теме. Получается, что это только вопрос выбора формы мести, но уж точно не правомерности этого желания. 
 
Мне кажется важным для начала в терапии исследовать размеры этой ярости, которая толкает к мести. И тонкости мотивации. Потому что если месть направлена на то, чтобы почувствовать себя лучше, доказать другим (и миру), что со мной так нельзя, то это один вариант. И мне он кажется очень здоровым. Но может быть и другой вариант, когда месть становится самоцелью, застилает все другое в жизни. Я не буду сейчас говорить о юридическом и социальном аспекте, скорее только о психологическом. О том, что это значит для самого человека и как может повлиять на его дальнейшую жизнь.
 
Такая месть, как любая сверхценная идея, действует очень разрушительно на жизнь и психику человека. Даже если ее удастся совершить, то потом после нее наступает, скорее, опустошение, чем удовлетворение. А с этой точки очень сложно (если ещё возможно) восстанавливать нормальную жизнь. 
 
Если же месть происходит в более здоровом варианте, то после нее как раз наступает облегчение и успокоение. Появляется возможность расслабиться и двигаться дальше. Переработать страшное событие и сделать его просто фактом своей биографии. 
 
Если же говорить о форме, то тут, я думаю важно разделить месть (наказание), которое удерживается в рамках закона, и которое выходит за его пределы. Я сейчас тоже говорю не о правильности и не о том, как надо. Я больше о том, что будет лучше для самого пострадавшего. При мести, как сверхценной идее, жертва часто готова сама преступить закон. И месть может стать таким же преступлением, какое изначально было совершено против самого человека. Только вот само тюремное заключение, наказание уже его самого за это, вряд ли будет помощью в проживании изначального насилия. Потому мне кажется важным заранее соизмерять силу желания мести и возможные последствия. Потому что ярость застилает глаза и сквозь нее сложно смотреть вдаль и строить прогнозы даже собственных действий.
 
Но месть (наказание, восстановление справедливости) вполне может быть в рамках закона. Я сейчас опять же не хочу углубляться в несовершенство законодательной системы и часто большой сложности доказать совершенное преступление. Я больше хочу сделать акцент на том, в какое русло стоит направлять такого клиента в терапии. Потому что первостепенная задача - улучшение качества именно его жизни. А месть - это лишь один из способов. И потому важно присматривать именно за этим - чтобы месть в итоге не обернулась против самого мстящего. Чтобы ей не стала посвящена вся жизнь, чтобы она не стала центральной темой на годы. 
 
 
 

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами