МЕСТО ПЕРЕМЕН

 

Евгений Габелев

Как мы понимаем, что пора что-то менять в жизни? Что происходит, когда сами вдруг оказываемся застигнуты потоком перемен и событий, к которым вовсе не готовы? Как возникает и развивается естественное сопротивление новому в нашей жизни, и можем ли избежать перемен и зафиксировать ситуацию, в которой находимся, навечно? Что следует предпринять, желающему измениться человеку в этом переменчивом мире, и как сделать эти изменения более осмысленными и менее болезненными, ведущими не к апатии и растерянности - но к новым, невиданным раньше, восхитительным горизонтам?

«Надежда на перемены к лучшему крайне важна в жизни человека – но лишь при условии, что под таковой мы имеем в виду не необоснованную фантазию, что обстоятельства изменятся сами собой в соответствии с нашими планами, и не самонадеянную уверенность, что способны изменить их своими силами, как нам вздумается, но твердую убежденность, что как бы не сложились обстоятельства, и к чему бы не привели наши усилия – все это мы сможем использовать, что бы научиться чему-то новому, изменить себя, и стать лучше и сильнее»

Вацлав Гавел

 

Как не замечать перемен и поддерживать ощущение постоянства.

Перемены в жизни обычно подобны наблюдению за движением Луны. Сколько бы мы не смотрели на нее – кажется, что она на том же самом месте, но стоит отвлечься, отвернуться, заняться делами – как в следующий раз, бросив взгляд, мы обнаружим ее уже в совершенно другой стороне небосвода. Так и наш мир, обстоятельства жизни, культура, люди вокруг нас – да и мы сами, все находится в непрерывном движении и изменении. Однако, темп и ритм их, хоть и достаточно быстр, однако лежит ниже нашего «порога восприятия», и мы просто не замечаем их в своей обыденной жизни. Автомобиль движется куда быстрее, чем распространяются идеи, мода меняется скорей, чем язык и культура, а ход разговора опережает развитие ума говорящего. Пока мы пристально наблюдаем за миром – он тот же самый, что и вчера, однако стоит отвернуться на миг, увлечься личной жизнью или собственным бизнесом, как, вернувшись, мы рискуем вовсе не узнать его. Так и наш знакомый, находясь у нас перед глазами, представляется нам изо дня в день одним и тем же, но после разлуки в несколько лет, а то и месяцев – его словно подменили! Самое забавное, что то же происходит и с каждым из нас. Сам-то с собой человек находится постоянно, ему просто некуда отвернуться, и по этому просто не замечает обычно непрерывных, а подчас, разительных, перемен в себе, даже если они очевидны всем вокруг! Так поддерживается и сохраняется иллюзия единой и постоянной человеческой личности, неизменного характера, убеждений – всего того, что мы обычно собственно и называем человеком. Более того – если бы могли встретиться в одном месте три собеседника: тот, кто он есть сейчас, он же сам, но каким был десятью годами раньше, и снова он же, но десяток лет спустя – то трудно было бы найти компанию спорщиков, более отличающихся друг от друга по взглядам и непримиримости позиций, по всем, практически, вопросам, какие только они могли бы обсудить! При этом, что еще занятнее, каждый из них считал бы себя не только единственно и безусловно правым – но и пребывал бы в непоколебимой уверенности, что подобную позицию отстаивал всегда, и будет в ней убежден всю свою жизнь! Мы бы просто не узнали самих себя – прошлых, или будущих. Сколь часто наблюдали Вы человека, сегодня отстаивающего с жаром позицию, диаметрально противоположную той, что не менее рьяно защищал еще вчера? Поверьте – и Вас не раз заставали за тем же. Только сами Вы об этом не знаете… Точно так же устроено и общество, культура, цивилизация в целом – сколь разительны различия между эпохами, эрами, сменяющими друг друга каждое десятилетие! И подобное явление не является лишь особенностью последнего стремительного века – но, по свидетельствам историков и письменным воспоминаниям людей предыдущих эпох, происходило постоянно с изначальных времен. На стремительный ход перемен сетовали еще античные авторы! Мудрецы древней Индии и Китая посвящали осмыслению процесса непрерывных изменений свои философские трактаты, и глубины их осознаний и совершенные открытия, актуальны и в мире современном. «Ничто непостоянно» - гласит индийская мудрость. «Перемены благоприятны» - вторит китайская Книга Перемен И-Цзин. Меняются эпохи и времена года, сменяют друг друга культуры, царства и цивилизации – и лишь человек, опрометчиво считая себя постоянным и не подверженным изменениям, стремится не замечать подвижности мира. А если не видеть очевидного более не представляется возможным, и новые времена стучатся со всей силы в окна и двери – стремится сохранить, удержать всеми силами иллюзию постоянства, оградить свой привычный иллюзорный мирок, зацементировать навсегда сложившуюся ситуацию и достигнутое положение. Разумеется, попытки эти не только тщетны, но и являются источником множества неприятностей…

Как человек решает, что пора что-то менять.

Говорят, что невыносимое положение – это положение, в котором невозможно оставаться дальше, и из которого, в то же время, невозможно выйти. Как часто Вы наблюдали людей, семьи, организации, целые общества и культуры, находящиеся в подобной странной ситуации? А сколько раз сами загоняли, или внезапно обнаруживали, себя в таковой? Когда человек понимает, что находится не там, где ему хотелось бы, и понимает, где ему вместо этого следует быть, да еще знает путь перехода из пункта А в пункт Б, плюс располагает всеми необходимыми для этого средствами и ресурсами – то он просто делает это. И живет счастливо дальше. Никаких проблем. Соответственно, и задача помощи человеку, в подобной коллизии находящемуся, состоит в восстановлении недостающих звеньев цепочки. Ведь, когда все встает на свои места – и осознание актуальной ситуации, и потребность в изменении, и правильно сформулированная цель, и соответствующие ей доступные и реально применимые средства и методы – несущее смысл и новые возможности движение совершается естественно и автоматически. Река течет сама по себе, если ей есть куда и откуда течь, и если отсутствуют преграды – и не надо помогать, или подталкивать ее. Даже скучно, как рационально и разумно устроен этот переменчивый мир, который не только не препятствует, но самой своей природой, всеми обстоятельствами и ресурсами своими, способствует непрерывному изменению и развитию каждого из нас! Все самое интересное случается, когда хотя бы один из вышеперечисленных компонентов отсутствует. Причем, не обязательно не существует реально, достаточно, чтоб хотя бы один из этих элементов оказался вне поля сознательного внимания человека. И вариантов тут масса! Один находится не там, где хочет, чувствует не то, что он надеется чувствовать, делает не то, что мечтает делать – однако, вместо четкого осознания ситуации и своих подлинных потребностей, испытывает некий скрытый вялотекущий душевный дискомфорт, когда все кажется каким-то не таким, серым, потерявшим смысл и радость. Другой осознает все это, но не представляет себе того результата, или цели, к которой ему хотелось бы стремится, или представляет себе прекрасно и то и другое, однако не владеет необходимыми средствами, рычагами и технологиями осуществления желанных изменений, или  вместо устремления себя к новым задачам в будущем, бесконечно и тщетно копается в прошлом, пытаясь выяснить причины уже сложившейся ситуации. Все эти стратегии мышления, направленные на удержание человека в состоянии непрерывного разочарования, апатии и страдания, весьма и весьма распространены в нашей культуре. Одна из самых, пожалуй, характерных - это подмена поиска решений поиском причин. Ловушка детального анализа прошлого. Часто, в силу полученного образования и воспитания, человеку представляется, что каждое действие и событие имеет свою отдельную и определенную причину – и, следовательно, стоит найти и изменить ее, как изменится и вся череда следствий. Увы, живой и подвижный мир и человеческая душа не очень похожи на условные объекты из задачки в школьном учебнике, где определенному набору начальных условий всегда будет соответствовать столь же однозначный результат. Похоже, что в этой Вселенной, просто нет никаких начальных условий! Цепочка причин и следствий не просто тянется в бесконечное прошлое, но, многократно разветвляясь, представляет из себя, скорее, охватывающую и оплетающую весь мир сеть бесконечного числа взаимосвязанных событий и взаимодействий. И, посвятив даже десяток жизней, поиску подлинных, изначальных, причин происходящего – вряд ли найдем таковые. Более того, само знание причины, или того, что нам ей кажется, далеко не всегда поможет человеку изменить нынешнее положение дел. Однако, так или иначе, само начало подобных поисков, сама постановка вопроса «почему так происходит?» - является явным свидетельством назревшей неотложной потребности в переменах в человеческой жизни.

Шаги к изменению.

Осознающий явную, или пока лишь еще скрытую, неосознанную, проявляющуюся лишь в виде скрытого томления души по чему-то лучшему, или утраченному, потребность в переменах в своей жизни, человек, сталкивается, неизбежно, с целым набором характерных трудностей и естественных преград. Для успешного преодоления их необходимо последовательное совершение ряда шагов, одна из особенностей которых состоит в том, что многие из них изначально представляются ему не только трудными и не всегда приятными – но и, зачастую, просто бессмысленными! А, порой, даже опасными и глупыми. И лишь по завершении всей последовательности изменений, с выходом на новый уровень осознания и взаимодействия с миром – все становится на свои места. Именно в силу этой причины, столь много людей, семей и обществ, оказываются не только не готовы к назревшим переменам, но, вопреки собственным интересам, оказывают им всяческое противодействие. Первое, и самое, пожалуй, неприятное, что здесь требуется – это осознание полной безысходности и невозможности оставаться в ситуации нынешней. «Темна ночь души» - как называли это состояние средневековые мистики и провидцы. Без этого, крайне неприятного, этапа, движение вперед практически невозможно, или сопряжено с колебаниями и отступлением, подчас, даже, перед самым победным финалом. Именно этот этап формирует решимость и волю к изменению, а память о нем, помноженная на страх перед возвращением обратно, подстегивает человека не хуже несущейся по пятам стаи голодных волков. Следующие этапы и шаги посвящены формированию четкой картины желаемой последовательности результатов. И равно важно тут как ясное виденье картины желаемого результата в стратегической перспективе, так и понимание первого шага, и лежащей меж ними всей последовательности действий и ситуаций. Необходима и четкая оценка реалистичности, достижимости и желанности каждого из этих этапов, без которой человек просто может потерять цель, или оказаться во власти целей ложных и отвлекающих. И, наконец, важна так же оценка и поиск всех требуемых для изменения и развития ресурсов. Таковыми могут быть как знания и умения, полученные от других людей, так и качества и способности, уже усвоенные и обретенные, хотя, возможно, и забытые в прошлом. И, лишь вооружившись системным подходом к формированию результата и процесса изменения, можем мы устремиться в столь желанное и манящее новыми возможностями будущее. Возможно, древние мудрецы правы, и этот мир есть место непрерывных перемен, а изменения вправду благоприятны – если мы хорошенько позаботимся о них?

Что еще почитать о процессах перемен в жизни человека:

А. Уилсон    «Психология эволюции»

Р. Бэндлер  «Из лягушек в принцы»

А. Минделл «Вскачь задом наперед»

Ч. Тарт      «Пробуждение»

В. Ковалев «Перепрограммирование собственной судьбы»

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами