Дорогие друзья, а вот и обещанные метафоры из культурного наследия. Мы говорили об инфляции эго, как о состоянии, в котором принимается  часть  за целое. Об инфляции эго, мнившим себя Самостью. Подробнее ВОТ ЗДЕСЬ.

Сегодня мы рассмотрим то, как прослеживается развитие психики в мифологемах. Я говорю не о буквальном их прочтении, а метафорическом. Говорят же, что в седых веках сокрыта как мудрость, так и наставления. Разрешим себе иной взгляд на мифы и сказания.

Всем хорошо известный иудео-христианский миф Изгнания из рая. Именно об этом мифе К.Г. Юнг пишет, что

«Легенда о грехопадении содержит глубокую теорию;  в ней отражается смутное предчувствие, что освобождение сознания эго дело рук Люцифера. Вся история человечества изначально заключалась в конфликте между его чувством неполноценности и высокомерием».

Я изложу взгляд Э. Эдингера, ученика  и последователя К.Г. Юнга

Итак, по Э.Эдингеру,  первичная целостность Адама была нарушена, путем извлечения его ребра и создание его противоположности – Евы. Есть мнение, что изначально Адам, согласно дожившим до христианства языческим мифам, был двуполым существом, гермафродитом, позднее, в патриархальной религии роль женщины «упразднилась». Таким образом, произошло начальное разделение единого на две противоположности.

Эдингер дает сравнение райского сада с мандалой, указывая на тот факт, что в центре райского сада росло Древо, из-под корней которого выходят четыре реки, Ганг, Нил, Тигр и Евфрат.

Плод дерева познания трактуется им как обретение людьми сознания. Они понимают, что, оказывается, они наги, прикрываются листьями. Стало быть, мало-помалу, они начинают тестировать реальность, с которой были единым целым. А быть единым с райским садом - и есть состояние инфляции, расширения своих собственных границ до границ «вселенной».

Сознание, полученное в процессе поедания плода – и есть тот первородный грех, грех отделения, обретение самостоятельности мышления.


Есть и другая трактовка этого мифа. Гностики, например, поклонялись именно Змею, а не Иегове, считая его, змея, духовным принципом, освободившим людей от неведения и зависимости от Демиурга, создавшего и сад, и людей. «Обольщение змеем символизирует стремление человека к самореализации и принцип индивидуации», - пишет Э.Эдингер.

Таким образом, миф символизирует рождение эго, отделение его от истока, от райского блаженства неведения и вхождение в мир страданий, конфликтов, мир самостоятельной жизни с принятием ответственности за свою жизнь.

Другой особенностью грехопадения Эдингер считает возникновение табу на сексуальность. Проявившееся сознание создало противоположность инстинктивной животной функции. Из этого сюжета автор делает вывод, что сознание должно занять антагонистическую позицию по отношению к бессознательному с тем, чтобы получить право на самостоятельное существование. Таким образом, для гармоничного развития личности буквально требует поляризации противоположностей. Другими словами,  для гармоничного развития, необходим как контакт со своими инстинктами, так и с запретами.

Адам и Ева, поедая плод с древа, жертвуют своим комфортом для достижения самостоятельности, которая им вручается после обретения ими сознания. Другое дело, что не все люди готовы принять эту ношу, иначе не было бы инфантильных людей, отказывающихся от даров Змея.

«Невозможно достичь новой стадии психологического развития, не поставив под сомнение законность кодекса предыдущей стадии» Э. Эдингер.

Запретный плод сладок предвкушением получения большей свободы, однако, за него приходится платить принятием ответственности. Утратой покровительства свыше. И именно поэтому каждый виток нашего развития сопровождается ощущением утраты былой «невинности», ощущением грехопадения. Ведь, как известно, во многих знаниях многие печали. Иные предпочитают пребывать в неведении.

Дополнительную информацию о мифе дает еврейская легенда, не вошедшая в Библейские сюжеты. В ней говорится о древе жизни, аналогичном древу Иггдрасиль. Аллюзия указывает и на каббалистическое Древо Жизни. В легенде это древо дает бессмертие. Если бы Адам и Ева вкусили плод как от древа познания, так и от древа жизни, они стали бы сознательными и бессмертными.

Как пишет Эдингер:

«Иегова противится любому вторжению в его сферу и ставит херувима с пламенеющим мечом, чтобы охранить путь к древу жизни. К нему можно добраться, расчистив путь через похожее на изгородь дерево познания добра и зла. Иными словами, человек должен неоднократно обольщаться змеем, постоянно вкушать плод познания и таким образом прогрызать путь к дереву жизни. Восстановить утраченную целостность мы можем только тогда, когда в полной мере вкусим и ассимилируем плоды Сознания».

Миф о Прометее является аналогией мифа об Едемском саде. Как известно, Прометей занимался дележом мяса жертвенных животных между богами и людьми. Ранее боги и люди ели вместе, то есть, были едины. Наблюдалась полная идентичность эго и Самости. (Инфляция). Оставив вкусное для людей и предложив кости богам, Прометей вызвал ярость богов и отлучение людей от огня Зевсом. Прометей же, вернувший огонь людям, был прикован к скале, и каждый день его печень поедала хищная птица. Его же брата Зевс «наградил» ящиком Пандоры.

Прометей здесь аналогичен Змею, нарушившему запрет богов. Плод дерева или огонь, не все ли равно что именно символизирует «праздник непослушания» и обретение самостоятельности, независимости от воли Демиурга.

Неповиновение наказывается в одном случае изгнанием и рая, в другом- незаживающей раной и выпущенными напастями на род людской из ящика Пандоры. Достижение сознательности обрекает человека на страдание. Возможно, все страдания мира существуют независимо от того, сознателен человек или нет, он если нет сознания, то нечем и воспринимать эти страдания.

Когда мы спим, например, нам до страданий дела нет, мы погружаемся в сферу бессознательного, и нам «по барабану» все дела мирские и заботы. Ночью печень Прометея исцеляется, и в этом есть глубокий смысл. Кстати, помню, как мне бабушка говорила, что «сном все болезни лечатся», «сон – лучшее лекарство». Сон, обморок, другие бессознательные состояния часто спасают нашу психику от перегруза. Само сознание нам причиняет боль.

«Приобретение сознательности есть преступление, высокомерный поступок, по отношению к вечным силам, но это неизбежное преступление, поскольку оно приводит к необходимому отчуждению от естественного бессознательного состояния целостности. Для того, чтобы сохранить верность развитию сознания, этот поступок необходимо рассматривать как необходимое преступление. Лучше быть сознательным, чем оставаться в животном состоянии. Но для того, чтобы проявиться, эго обязано выступить против бессознательного, из недр которого оно возникло, и утвердить свою относительную автономию посредством акта инфляции.» Э. Эдингер.

В жизни приобретение нового уровня сознания проявляется как не подчинение авторитетам, протест своим родителям. Помните, как детки начинают кричать: «Я сам!» или не слушаются? Ребенок выступает против идентификации со своими родителями, следовательно, сепарируется, отделяется, получает самостоятельность.

Необходимость совершить «преступление», состоящее в отстаивании  своих границ признается многими из нас. Хотя не всеми. Иначе не было бы тех, кто говорит, что он не может разочаровать своих родителей и поступить по-своему. И тех, кто отказывается жениться или выйти замуж, потому что не в силах оставить «сиротой» свою больную мать. Боязнь возмездия в качестве ответственности за свою жизнь останавливает многих на пути к похищению огня у богов. Тяжелый выбор – личное развитие или безмятежность инфантильности.

А что же с Фаэтоном и Икаром?

В мифе об Икаре описана опасная сторона  инфляции. Из описания предыдущих мифов, становится понятно, что процесс обретения независимости и сознания необходим нам для развития, однако, существуют и пределы, за которые выходить не следует. Важен баланс. При неправильной оценке ситуации нам уготована судьба Икара. Существуют моменты, когда любое действие по обретению самостоятельности является гибельным. Ребенок в пять лет не может жить отдельно от родителей. Всему свое время.

Миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса, получившем безрассудное обещание отца выполнить любое его желание, также повествует нам о чувстве свободы в самоопределения Фаэтона без компенсации этой свободы чувством ответственности за происходящее, включая свою собственную жизнь. Возомнивший себя «лихачем на дороге», Фаэтон терпит крушение и расплачивается за дерзость состояния инфляции, выражающееся в том, что он взялся за дело, которое на порядок выше его возможностей. А также можно оценить с рациональной точки зрения поступок его отца, Гелиоса, так рано давшего самостоятельнсоть, "права на управление транспортным средством" своему "несовершеннолетнему" ребенку.

И Икар, и Фаэтон были одержимы гордыней, присвоением себе сверхчеловеческих сил. Они одержимы высокомерием, присвоившие себе то, что принадлежит богам, не людям. Стало быть, расширяющие свои границы, стало быть, находящиеся в состоянии инфляции, нарушившие границы сверхличностных сил.

Существует такой концепт, как «зависть богов». Психологически это означает, что сознательная личность не должна слишком отрываться от своей бессознательной части. Существуют пределы. Баланс. Излишне сепарированному эго приходится падать в пропасть, утративши связующую нить с бессознательным.

Древние греки боялись преступить порог разумных человеческих границ, что иллюстрирует история Поликарта, который был так удачлив, что вызвал тревогу своего друга, царя Египта, который рассказал ему о зависти богов и посоветовал хоть что-то из своих богатств утратить. Поликарт выбросил свой перстень в море, но рыбак, поймавший рыбу, подарил ее тирану Самоса, Поликатру. В брюхе рыбины нашлось кольцо. Египетский правитель был так напуган дружбой с человеком, имевшим сверхчеловеческую удачу, что разорвал с ним отношения. Легенда повествует, что Поликарт был распят на кресте после восстания.

И снова я вас запутаю, сказав, что излишняя боязнь этой «зависти богов» приводит развитие к стагнации. Здесь все как с порогами чувствительности. Например, звуковое воздействие на слуховой аппарат. Если воздействие слишком слабое – оно не возымеет действия. Мы не услышим «вечный зов». А если слишком сильное - приведет к трагедии. Порвется барабанная перепонка. Желаю всем нам разумного баланса на пути, который мы выбрали.

Ваша Ирина Панина

Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.

 

2015-10-15
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?