«Мы требует от других только то, что не даем сами себе. При отсутствии достаточного себялюбия или чувства достоинства наша потребность бессознательно проявляется в тактике принуждения по отношению к другим».Э. Эдингер.
Мы носим маски добродетели и альтруизма, выполняя предписания «старших» о том, что их, старших надо уважать, а малышей не обижать, и вообще, «жила бы страна родная, и нету других забот», а так же «нам хлеба не надо, работы давай».
Заглянув внутрь себя… ответив самой себе по-чесноку… а для чего нам быть такими вот любезными со всем окружающими? Тем более, прилагать усилия для этого? Ведь сама тема о приложении усилий, об изменении своего поведения говорит о его искусственности.
Вполне в согласии с биологическими законами полагать, что «своя рубашка ближе к телу» и удовлетворять сначала свои потребности, как, впрочем, делают все дети. Общеизвестно, что у детей сильно развит «эгоизм», «эгоцентричность», и даже «аутоэротизм», - все те навыки, которые относятся к состоянию любви к своей личности.
Когда мы желаем понравиться и угодить другим людям? Когда желаем получить Любовь (признание, заботу) от них. Зачем мы это «просим» (требуем)?
Затем, о чем написано в цитате в начале этого поста: «мы требуем от других только то, что не можем дать себе сами».
Ну, а когда какой-либо человек начинает выделяться из всеобщей модели поведения, его называют «эгоистом» и порой еще «нарциссом», дескать, самовлюбленное г@вно.
Нарцисс – тот юноша, который, как говорят, погиб от пламенной любви к себе. Юноша, отвергающий всех, влюбившийся в свое отражение.
Вот только почему клиенты, приходящие на консультацию, такие, чью психологическую акцентуацию можно отнести к «нарциссической» себя не любят порой вовсе, а постоянно, с неуемной жаждой ищут любви других людей. Причем, сколько этой любви не давай, им недостаточно. Этот же штрих в поведении «нарциссов» отмечает Н. Мак-Вильямс, создавшая типологию личности в русле психоаналитической концепции.
Итак, в реальности «нарцисс» - это человек, основная ценность которого - это социальный статус. Положение в обществе. И, отсюда, основной корень многих проблем – страх негативной оценки другими людьми. Страх не понравиться и не угодить. Любой тест на «оценку способностей» приводит «нарцисса» в панику и вгоняет в холодный пот от страха облажаться.
Так, если «нарциссы» так ищут любви других людей, то что у них общего с влюбленным в себя эгоистом из мифа, Нарциссом?
Что, если этот миф об отчужденном Эго, которое не может любить себя?
Метафора о том, что юноша влюбился в собственное отражение является иллюстрацией к желанию соединиться с собой, обрести целостность. Ведь по типологии того же автора, люди, имеющие нарциссическую акцентуацию психики, видят себя или «очень великими», или «безнадежно ничтожными».
То есть, разделение между грандиозным Эго и ничтожной Тенью очень велико. Попытка юноши соединить в себе обе этих части проиллюстрирована в мифе. Он заглянул в глубины вод бессознательного и … соединившись со своей Тенью смог обрести любовь к себе, перестав нуждаться в чужой любви и одобрении.
По сути, нимфа Эхо, которая призывала гнев богов на голову юноши, чьей любви она добивалась, сама была «нарциссической личностью», если говорить о ней в современных терминах психоанализа. Вынь, да положь ей любовь парня. А иначе и жизнь не мила.
Между нами, девочками, даже инструменты, защитные механизмы психики у Эхо насквозь «нарциссические». Известная триада социализации: идеализация – обесценивание – зависть побудила Эхо наябедничать Юноне о гордеце, который не поддался ни на ее обожание (идеализация), ни на ее злость: «тогда пошел бы ты и утопился, не очень-то хотелось, тоже мне, фифа» (обесценивание). А вот зависть сделала свое дело.
Может, поэтому мы так боимся любить и почитать себя? Древний миф может служить предостерегающей установкой стать Цветком Гадеса. Может быть, в древней коннотации мифа этот цветок и символизировал
бессмертие, но…. всю неправду о Нарциссе мы сами сделали правдой, теперь с ней и живем.
Стараемся, чтобы вначале другие показали нам, какие мы хорошие, а мы бы еще поотнекивались, как бы из скромности, но на самом деле из ненасытности похвалы. Выполняем «заповеди» про «я –последняя буква алфавита». И всячески усиливаем пропасть между «я» и «я».
И даже мультик про Енота, о том, кто сидит в пруду, нас ничему не учит….
Ваша Ирина Панина
Доктор Психологии, Гипнолог
Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!