Мумий Тролль и... бета-элементы психики

67Мумий Тролль и... бета-элементы психики
Мумий Тролль и... бета-элементы психики

Утекай... в подворотне нас ждет маньяк
Хочет нас посадить на крючок
Красавицы уже лишились своих чар

О чем этот текст? При всем старании понять его как единый, логически связанный текст, это не удается. Думаю, что автор текста — лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко такой задачи и не ставил. Тем не менее, некоторые семантические единицы выделить удается:

В подворотне ждёт маньяк
Посадить на крючок.
Красавицы лишились чар...

Можно, конечно, попробовать предположить, что "посадить на крючок» - это метафора, в смысле, что маньяк хочет использовать героев песни в качестве наживки для того, чтобы поймать на них еще кого-то . Но это достаточно странно - зачем маньяку использовать такие сложные схемы. Скорее, всё-таки, это отдельные смысловые единицы.



Илья Лагутенко

 

Итак, что мы имеем? Текст не имеет единой логической структуры, в нем выделяются отдельные семантические единицы. Обращу также ваше внимание, что эти единицы крайне эмоционально насыщены.

Текст был написан в середине-конце 90-х. Напомню, что в СМИ информация о маньяках появилась лишь за несколько лет до этого, в советский период эта информация была под запретом цензуры. Советский человек должен был считать, что в стране все замечательно и населяют ее исключительно высокоморальные строители коммунизма с горящим взором. Образ маньяка, ждущего в темной подворотне пугал, был достаточно свежим, с ним были связаны сильные эмоции страха, тревоги.

Красавица лишилась своих чар - тоже эмоционально сильный образ. Эмоциональный совершенно по-другому, но задевающий, тревожащий.

Можно вспомнить яркие фразы из других текстов Лагутенко, в том числе и эротически насыщенные: ожерелье голых поп; бьётся родная, в экстазе пылая - не имеющие никакой логической связи с остальными частями текста, однако ярко выстреливающие в слушателя, задевающие какие-то глубинные структуры его психики.

Тогда же — в конце 90х, когда группа Мумий Тролль были ещё восходящими звездами, мне попалось интервью с одним психиатром - сейчас уже не помню, кто это был, который рассуждал, в том числе, и о текстах Лагутенко. Рассуждал крайне критически, в частности говорил, что эти тексты очень напоминают ему те тексты, которые пишут больные в психиатрических клиниках.

Чем же нас так привлекают (точнее - чем же так откликаются в нас) тексты Лагутенко, человека, безусловно, психически здорового? Точнее, почему и чем именно они в нас отзываются?

И здесь мы обратимся к концепции бета-элементов, предложенной британским психоаналитиком Уилфредом Бионом. Напомню, что бета-элементами Бион называет некие сырые, необработанные, не осмысленные элементы психики. События, впечатления, психикой не обработанные, не ассимилированные ею и не встроенные в систему мышления.



Они находятся в психике, как бы, в подвешенном состоянии, не ассоциированные, не находящиеся в связи ни с чем другим. В психике человека с тяжёлой психотической патологией таких элементов очень много. При общении с таким человеком, в его речи мы находим таких элементов множество, что затрудняет и даже делает общение с ним невозможным. Речь бессвязна, состоит из отдельных смысловых единиц, не связанных между собой.

В речи "здорового невротика", то есть обычного человека - таких элементов немного, но они тоже есть. Бион рассматривает, в частности, в этом ключе работу аналитика на психоаналитической сессии по выявлению и трансформации этих элементов в элементы более здоровые, которые он называет альфа-элементами, встроенными в систему мышления человека.

Однако аналитик не всегда сразу и успешно "справляется» с бета-элементами и трансформирует их в альфа-элементы. Иногда его собственные бета-элементы «откликаются» на бета-элементы пациента, что переживается аналитиком как некая потеря контроля, может сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями.

Представляется, что похожий процесс происходит и при прослушивании песен Мумий Тролля. Музыка, ритмы, аранжировка что-то делают с психикой слушателя, она становится более восприимчивой. Бета-элементами психики самого Лагутенко, которыми насыщены тексты его песен, а это очень яркие и эмоциональные образы, иногда почти травмирующими, какими-то непереработанными переживаниями, в том числе и эротизированными как бы вступают в резонанс с похожими бета-элементами психики слушателя. Он попадает в некое состояние, называемое Бионом ревери, некоего "мечтания» (не хочу сейчас использовать слово транс, как относящееся к гипнозу - несколько другой объяснительной концепции, хотя возможно, оно и могло бы быть уместным). Можно было бы порассуждать о воздействии Мумий Тролля на психику слушателя и с точки зрения эриксоновского гипноза, как введение в транс при помощи парадоксальных языковых конструкций... Однако давайте, чтобы не нагромождать сущности, останемся в бионовской концепции.

Итак, сознательно или нет, Илья Лагутенко, создаёт тексты, не имеющие единой семантической структуры, при этом с большим количеством отдельных семантических единиц, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Эти смысловые единицы, фразы из его текстов сравнимы с тем (или являются тем, что) Уилфред Бион называл бета-элементами. Эти бета-элементы психики самого Лагутенко вступают во взаимодействие (бета-экран) с бета-элементами психики слушателей на концерте ли, при домашнем ли прослушивании, что вызывает у слушателя состояние ревери, эмоционально сильное, но при этом и достаточно глубинное.

К экстазу яркому, поверхностному, вызванному ритмичной музыкой, атмосферой концерта, прожекторами и т.д. добавляются некие другие переживания и состояния, связанные с глубинным контактом автора текстов и слушателей на уровне их бессознательного, через взаимодействие их бета-элементов.

Разумеется, все вышеописанное можно отнести далеко не только к текстам Ильи Лагутенко, но и к творчеству многих замечательных и даже великих художников: картинам Сальвадора Дали, к примеру, фильмам Антониони и Тарковского.

Лампочка... обнаженные тела людей (ожерелье голых поп) - ну чем не два последовательных кадра из артхаусного фильма?

На Лагутенко выбор пал достаточно случайно, просто благодаря совпдаению трех составляющих: краем уха услышанной его песни, чтению Биона и размышлениях о бета-элементах, а также всплывшему воспоминанию о прочитанной статье. Сработала альфа-функция, и разрозненные элементы выстроились в идею этой статьи. 😊 

---

Пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии.

А если вы хотите разобраться с собственными бета-элементами и проблемами, ими порождаемыми, обращайтесь ко мне на очную терапию (также — по скайпу). Контакты указаны на моей странице.

---

И, напоследок, наверное, самая популярная песня Мумий Тролля, которая, на самом деле, мне очень нравится!

 

 

Францев Максим

Поделиться:


2018-09-11
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?