Гомосексуализм  

     Хотя имеется огромная литература о гомосексуальности людей,  немного  материала  написано  с  точки  зрения оценки тела.  Гомосексуалисты, подобно гетеро или бисексуалам   представляют  широкий  спектр  психологических  типов проявлений поведения, одинакового как в терминах здоровья, так и в терминах  психопатологии.  Когда  психологические  нарушения случаются с   гомосексуалистами, то они  могут  быть и не  связанными  с  их сексуальной ориентацией.  Однако в тех культурах,  в которых быть гомосексуалистом - значит быть “странным”,  это одновременно и значит  быть  формально или неформально субъектом психиатрического диагноза, быть отвергнутым, осмеянным, униженным, подвергающимся  социальному и экономическому давлению, то есть  всему тому, что усиливает психосоциальный стресс и часто разрушает в личности чувство самоуважения. Именно социально отвержение в конечном итоге снижает адаптивные возможности   человека, развивает у него психосоматическую болезнь.

      Интерпретация гомосексуальной психодинамики Зигмунтом Фрейдом касалась несознаваемого страха кастрации у мужчин и зависти  к  пенису  у женщин.  У некоторых мужчин,  возможно,  развивается    беспокойство к  женским  гениталиям  из-за  недостатка функциональной активности пениса.  Теоретически, это  является дальнейшей разработкой темы страха кастрации. Страх кастрации  связан с кровесмесительным интересом (инцест) к матери и опасением репрессий со стороны отца, в форме его физического нападения (кастрация). У женщин ситуация перевернута.

      Таким образом,  теория Фрейда освещает мужчин и женщин в невыгодном свете:  мужчин  -  из-за  опасения кастрации и Эдипова комплекса, и женщин - из-за зависти к пенису и комплекса Электры (MacHovec, 1973).

      Однако другая теория  содержит  в  себе  объяснение  гомосексуализма болезненным опытом,  получаемым  представителями  мужского и женского пола в раннем детстве. Согласно этому подходу, мужчины-гомосексуалисты приобретают  беспокойство  и/или   враждебные чувства  к женщине из-за раннего опыта столкновения  с реальной жизнью, в которой присутствует властная,  желающая иметь  около себя или отвергающая ребенка мать, проявляющая негативное отношение или вербальную агрессивность по  отношению  к  мужчинам.

      Очень  часто  это проецируется,   в  так называемых    “кусающаяся  вагинa” ответах.

      Интрапсихическое происхождение инверсии  предполагает   для   гомосексуализма  вовлечение нарцистического расширения гомосексуалистом самого себя. Другими словами, индивид имеет эротическую симпатию к тому же, как и он,  полу,  потому что это представляется ему расширением образа себя. В другой теории,  предполагается, что гомосексуалист уступает референтной фигуре свои полномочия и идентифицирует или моделирует  поведение  агрессора,  как “глотающий монстр”.  Можно  также понимать гомосексуализм как продолжение  опыта, как  возможность получения  удовольствия с людьми того же пола, если невозможно его получит от общения с лицами противоположного пола.

      К  сожалению,  эти  концептуальные  модели    имеют  недостатки   по   нескольким  причинам. Ни  одна  из  них не  объясняет  все случаи - следовательно,  они   не   универсальны.  Имеется  много  гетеросексуалов и бисексуалов с опытом, идущим из детства, в котором повторяется родительская сексуальная модель поведения,  которые не выбирали образ поведения, а неосознанно стали гомосексуалистами. Когда имеется так много теорий для объяснения явления, противоречащего обычным сексуальным отношениям, каждый мог бы засвидетельствовать удивление, если бы любая из теорий имела силу. Конечно, наука нуждается в большем объеме информации для объяснения,  и  есть  надежда,  что  SIS метод  предоставит такой материал, помогающий собрать и объяснить особенности восприятия окружающего мира, особенности сексуальных предпочтений и сексуального поведения гомосексуалистов. 

     Методика Касселя хорошо выявляет особенности телесной перцепции у лиц гомосексуальной направленности. Осознание тела гомосексуалистами  связанно  с   озабоченностью фаллическими образами как непосредственно, так и в символической  форме, а также  повышенным вниманием к оральным и ректальным областям тела. Интерес гомосексуалистов направлен и к женскому телесному образу, особенно к женским гениталиям.

     Следующие примеры иллюстрируют эти особенности восприятия тела, сначала мужской, затем женской гомосексуальности:

     Пример мужского гомосексуализма.  20-летний шизофреник,  который  периодически,  начиная с подросткового возраста,  госпитализировался. Его отношение к своему телу было неустойчивым. Испытуемый, то полностью отрицал наличие у себя нездоровья,  то проявлял чрезмерную озабоченность своим состоянием.  При тестировании методиками Роршаха и  SIS было обнаружено,  что его ответы больше относятся к шизофрении, чем к гомосексуальности. Ниже представлен полный протокол ответов на все стимулы телесно-ориентированной методики с целью обеспечить интересующихся содержанием оценок ответов, дающих информацию о методологии интерпретации и возможностях методики для целей выявления особенностей перцепции тела гомосексуалистами.

      КАРТА I.медодики Касселя: “Две  руки, как длинные  рога, это деформированная голова теленка”.     

     “Две руки”  ответ  необычный,  не  основанный на телесном содержании  стимульного пятна. Подобные тенденции в перцептции (чрезмерная озабоченность своими руками) наблюдаются у людей,  испытывающих  беспокойство или вину относительно своего сексуального поведения. Следующий ответ испытуемого (“длинный рог”) имеет очевидные фаллическую коннотацию. Эта ассоциативная цепочка связывает анатомические образы рук с фаллической символикой, что может  отражать субъективный интерес к проблеме гомосексуализма,  включающего действие рукой и фаллический символ.  На неосознаваемом уровне, в терминах понимания сексуальных проблем Фрейдом,  это могло бы также отражать повышенный уровень страха кастрации. Эта интерпретация согласуется с анатомическим анализом ответов на КАРТЫ I и II  теста  Роршаха. 

     На КАРТЕ I Роршаха он увидел “Aсирийские или египетские иероглифы, и в центре,  там - расщелина женщины или какого-то насекомого.  Вы  можете  увидеть  эти рисунки в древних исторических книгах, но это только форма. На самом деле - это  дьявольский зазор, не доступный для рук снаружи”. 

     На КАРТЕ II Роршаха -  “Две фигурки,  танцующие  лицом  к  лицу, держащиеся друг за друга руками, и это означает, что они  получают свою энергию вместе”.     Первоначально, он визуализировал женский образ (“женская расщелина”),  который дальше был преобразован в злое мужское лицо,  лицо дьявола, и с протягивающимися наружу руками. Он разрабатывал эту тему на КАРТЕ II (танцующие  фигурки,  держащиеся друг за друга руками).  Он видел  контакт  руками как “получения заряда энергии”, и можно предположить, что символическое  редактирование  рук  является   признаком  беспокойства,  или возможно,  признаком сексуального возбуждения. Беспокойство, относящееся к рукам, также может касаться сексуально окрашенного чувства  вины,  если  его  гомосексуальная ориентация и его собственная система ценностей не принимает мастурбацию как естественно  приемлемый   способ снижения напряжения своей сексуальной потребности.

      КАРТА II. Касселя:  ”Сердце.  Праздник. Чей-то мозг, в его верхней  части”. 

     Ответ “сердце”  показывает повышенное cardiac понимание и  подобен его ответу КАРТЫ X на тесте Роршаха.  Его  внимание, затем перемещается на мозг, патодиагностический характерный признак при шизофрении. В терминах его гомосексуальности, избегание ротовой области – также имеет определенное значение.

      КАРТА III. методики Касселя:  ”Две танцующих статуэтки.  Две красные цифры,   справа - восемь,  с другой стороны, слева - девять”.     

      Предпочтение, отдаваемое “статуэткам”, а не  живым балеринам может иметь защитное значение при восприятии символов тела и может толковаться как избегание гетеросексуальных образов, вызывающих беспокойство у гомосексуалиста, в стандартной гетеросексуальной ситуации.  Красный цвет добавляет возбудительную интенсивность воздействующему образу. Цифры в качестве образов на картинке  -  дистанцирующий  механизм,  отодвигающий  дальше негуманистически воспринимаемого содержания рисунка.

      КАРТА IV.: “Улыбка. Яблоко”.

     Замечательно для целей диагностики то,  что он не  увидел женский образ, заложенный в этот рисунок кляксы. Его избегание женских очертаний в образе не противоречит представлению о том, что мужчины   гомосексуалисты  воспринимают  тело  женщины  как  угрозу. (Fisher and Greenberg, 1977).

     КАРТА V.: “Черепаха с кнопкой,  подобно той, что имелась в старых автомобилях для открывания форточки,  когда в машине становится душно Вы кнопку выдвигаете. Маленькие младенцы”. 

     Ответ спытуемого на верхнюю часть рисунка предполагает некоторую  степень  озабоченности  и беспокойства относительно  фаллического образа (то есть, кнопка, которую Вы выдвигаете). Это подтверждается в его заключительной ассоциации (младенцы) - побочный продукт  функционирования пениса.

     КАРТА VI.: “Дятлы. Тот, что слева имеет хобот слона. Декорированная сосиска на верхней части  сердца”. 

     Эти его ответы продолжают тему предыдущей карты.

     КАРТА VII.: “Сердце.  Рентген  мозга,  инвертированный  с   пищеводом, идущим вниз”. 

     Ответ сердца  -  соответствует  нормативным  ответам,  но   восприятие мозга на этой картинке, это необычный ответ. Образы  мозга, нервной системы часто наблюдаются у шизофренических пациентов. Наблюдение пищевода предполагает вербальную  озабоченность состоянием организма.

     КАРТА IX.: “Две пораженные раком почки.  Горло и  гортань”. 

     Выделение образов двух почек - типичный ответ, но обозначение их больными предполагает чрезмерный ипохондрический интерес к своему здоровью. На более глубоком уровне (в терминах Фрейда), это может интерпретироваться и как страх кастрации,  связанный  с  его  гомосексуальностью. Мочевой пузырь – ответ, который несёт патологическое значение, предполагающий смещение сексуального  беспокойства  от  урогенительной области мочевого пузыря к горлу. Наблюдение горла и гортани, вместо заложенных в содержание картинки фаллических образов, предполагает появление проекции спутанной гомосексуальной фантазии, включающей и вербальные и генитальные ассоциации.

      КАРТА X.: “Гортань  и  мочевой пузырь”. 

      Персевирирующий образ гортани. Но испытуемый уклонился от обозначения обычных ротовых коннотаций этого рисунка.  Его  ответ (гортань) включает область рта,  но в тоже время, дистанцирован от него. Это не противоречит избегания им оральных образов в КАРТАХ II и VIII и предполагает значительное  обострения внимания  к  оральным  областям.  Эти ответы типичны при восприятия тела гомосексуалистами. Он заменил словом мочевой пузырь обычное изображение  живота,  на  такой ответ, возможно, оказало персеверирующее  влияние предыдущая карта, и, присутствие в сознании значимой анатомической  темы и общее беспокойство.

     КАРТА XI.: ”Сердце. Часть внутренностей“.

     Еще раз он заменил образом сердца, включенный в структуру пятна кишечник. Это не противоречит его ранее отмеченным повышенным пониманием кардиологической области и вероятного  ипохондрического интереса.

      КАРТА XII.: “Легкие,  снижающиеся до яичника”.

      Он избежал,  вложенные в содержание пятна женские  репродуктивные органы и увидел взамен легкие и яичник. Это предполагает наличие сексуальных нарушений в его телесном восприятии. Это может быть его повышенное понимание двоеточия, касающегося гомосексуальных действий (например,  анальное общение).

     Такая   озабоченность  соотносится  с  “колёсными  знаками”, т.е. гомосексуальными  тенденциями,  как  и  в ответах на тест Роршаха (Wheeler, 1949).

      КАРТА XIII.: “Диафрагма поднимается к трахее”. 

     Испытуемый снова не увидел женскую репродуктивную структуру,  вложенную в этом пятне, и заменил его анатомическими образами, отражающими повышенное понимание респираторную функции.

      КАРТА XIV.: “Спинной хребет в середине живота. Яичник”.

      Здесь он заменил тремя различными анатомическими  изображениями женские  репродуктивные  органы,  дальнейшее  доказательство патологического беспокойства,  связанного с  женскими гениталиями. Его вербальная ассоциация  яичника вместо  “Вагины” может быть заменой мужским органом, гомосексуальным яичником вагины. Хэни, Шварц и Байбер,  Фишер и Гринберг (Fisher and Greenberg,1977) сделали тематический обзор литературы,  а также описали психодинамику, относящуюся  к этой идеи.

      КАРТА XV.: “Спинной хребет”.

     Этот ответ обычный и соответствует нормальным ответам.

      КАРТА XVI.: “Глаза волка”. 

     Наблюдение,  скорее относящееся к маниакальным образам,  в  данном случае имеет паранойидальную тенденцию, что согласуется с клинической историей этого пациента.  Фрейд связывал паранойю с гомосексуальным беспокойством.

      КАРТА XVII.: “Яичник. Задний проход. Легкие”.

     Он исключил  фаллическое содержание из своего проективного понимания, что контрастирует с его, ранее  показанными ответами, которые были фаллическими. Это предполагает, что в то  время на каком-то  уровне сознания он был озабочен этим типом сексуальных образов. В ситуации, когда появилась более высокая степень структурной определенности фаллоса в пятне, что, по-видимому, в большей степени было воспринято им как угроза,  и тогда его психологическая защита сработала против этого,  вытеснением.  Два ответа, которые он спроецировал (мошонка с яичками, задний проход) не противоречат  его перцептивной установке с гомосексуальной ориентацией, в которой мошонка с яичками и задний проход занимают место вагины.

      КАРТА XIX.: “Шесть миллионов лет до рождества, марсианский  дьявол”. 

     Испытуемый не сумел распознать, вложенную анатомическую структуру рук,  что противоречит с его ответом на КАРТУ I. Это расхождение  обостряет проблему интерпретации.  Одно  объяснение возможно этому - то, что телесное беспокойство, связанное с его идеальной  моделью  образа рук вызвало вытеснение анатомического содержания.  Также возможно, что такой ответ был проявлением его шизофрении, так как содержание образа более причудливо,  чем в его  предыдущих ответах.

      КАРТА XX.: “Мошонка с яичками  и задний проход. Конец позвоночного столба. А также дьявол”. 

     Очевидно то,  что он продолжал  персеверировать,  давая анатомические  ответы,  связанные  с образами гениталий,  задним проходом,  и  нижней частью спины. Как уже было обозначено, такой тип телесной озабоченности просто отражает гомосексуальные эротические образы тела.  Он также повторил ответ “дьявол”, в котором персонифицируется понятие зла. Не противоречит этому и тот факт, что его гомосексуальные ответы не были полностью личностно согласованными, но вступали в конфликт с его ранее высказанными моральными установками.

      С различных  концептуальных  точек  зрения  это могло бы быть распознано так же, как и ответ “дьявол” может отображать в символической форме ассоциацию гомосексуальности и агрессивности,  имеющих место в его жизни.  Испытуемый  будучи гомосексуалистом имел опыт анального садисткого  сексуального  поведения,  и повышенное внимание к ректальной области может частично этого касаться.  В соединении  с этой ассоциацией,  он часто испытывал сексуальное возбуждение, когда садистки применял горящую сигарету для обострения возбуждения, издеваясь над своими гомосексуальными партнерами.

      Этот пациент был проверен этой же проективной методикой тремя месяцами позднее в присутствии женщины наблюдателя.  Его ответы, в общем, были сопоставимыми с  первоначальными. Испытуемый заметно волновался в присутствие наблюдателя женщины. Однако, исключением было то,  что он спроецировал девять ответов, в которых присутствовал анатомический орган - легкие, что можно было бы интерпретировать, как проявление повышенного понимания  им активности процесса дыхания,  как проявление признаков волнения в течение сеанса тестирования.  Так  как  его   дискомфорт   был   следствием складывающейся ситуации тестирования, то возможно, было сознательное не принятие испытуемым женщины - наблюдателя,  так  как его новые ответы заменили несколько предыдущих патологических ответов. Полное впечатление от  эффективности  повторного  тестирования  было в том,  что  наблюдалось улучшение его общего психического состояния.

      Использование телесно-ориентированных стимулов предполагает несколько  отличительных  характеристик   мужского   гомосексуализма.  Кажется, что у мужчин-гомосексуалистов наблюдается тенденция призывать женский  род к ответственности, когда они подменяют образы женщин, образами животных или мужчин. Образы могут так же нести в себе отрицательные коннотации.  Например, один такой парень видел на КАРТЕ II Касселя “Немая блондинка из высшего общества, которая весело смеётся”. Отрицательная коннотация - “Немая блондинка”. 

     Другая характерная особенность мужского  гомосексуализма – это тенденция проецировать символику тела с ротовым и фаллическим содержанием. 

     Испытуемый  видел на КАРТЕ XVI  “Две собаки,  каждая   из  которых,  держит сосиску в своей пасти”. 

     Однако часто встречается и такая характерная особенность, которая заключается в том, что ответы на КАРТУ XIV содержащую образ женских гениталий часто выявляют аспект кастрирования (если всерьез разделять мнение Фрейда),  как например, у в ответе испытуемого гомосексуалиста, который  видел “жука-холостяка с длинными клешнями спереди”.

     Для некоторых гомосексуально ориентированных  мужчин, проецируемый ими материал может отображать в символической форме беспокойство,  вину, или другие негативные эмоции, связанные с их неспособностью испытывать социально  принимаемую   гетеросексуальную   любовь  и  нормальные сексуальные связи.  Это выявляется в ответах с патологическими или искалеченными фаллическими  образами.  Так, средних лет  врач-гомосексуалист видел на телесной КАРТЕ VII: “Сердце,  которое сломалось, и кто-то зловещий появился в черном, чтобы разбить на части,  деформированный пенис с мошонкой и двумя яичками,  влагалище с красными большими половыми губами и черным входом”.  Разбитое сердце начинает депрессивную тему и продолжает преувеличенное опасение кастрацией (по Фрейду), что предположительно вызвано беспокойством  над  возможным  бессилием  в гетеросексуальном сексе, то есть, в  этом  специфическом контексте мы видим  прямое проецирование собственных  образов  тела.

      Понимание тела у женщин-лесбиянок  характеризуется  повышенным интересом к женской анатомии.  Часто имеется обострённое понимание языка и ротовых образов.  В терминах фаллического интереса могут наблюдаться амбивалентные отношения, проецируемые непосредственно или в символической форме.

      Пример женского гомосексуализма. 33-летняя женщина лесбиянка, чьи ответы  на телесно-ориентированные стимулы проективного теста Касселя были следующими:

      КАРТА I.: “Две женщины,  танцующие вместе. Они очень влюблены друг в друга. Их сердца очень радостные, так как они в безопасности”.

     Вызванные проективные образы изображают женщин в любовной связи. Ответ “сердца” проецирует телесную структуру в этом пятне, что случается в норме относительно редко.

      КАРТА II.: “Человек, который имеет большой рот и много разговаривает”.      

      Акцентирование внимания на большом рте,  много разговаривающего человека может быть энграммой памяти её матери, которая, как позднее рассказала пациентка -  “Мама как-то сказала мне, что никогда не следует много болтать”.

      КАРТА III.: ”Два человека, рассматривающие что-то, стоящие близко друг к другу”.

     Когда  позднее её спросили относительно пола этих фигур, то  она установила, что они могли  быть и мужского и женского пола.  Очевидно,  что это пятно отражает эротическую или романтическую привлекательность для испытуемой и её гомосексуальную ориентацию.

      КАРТА IV.: ”По-настоящему дикая и сумасшедшая женщина, которая много говорит и имеет огромную энергию. Яблоко”.

      Испытуемая быстро распознала женское изображение тела,  отметив его активность, и утверждала,  что женщина в негативном состоянии “дикая и сумасшедшая”.  Но добавление яблока в этой ассоциативной цепочке вводит некоторую эротическую разновидность в этот образ. Возможно, что этот образ может содержать в себе след памяти о матери, но смягченный своей гомосексуальной  женской привлекательностью.

      КАРТА V.: ”Я не нахожу это приятным. Это может быть птица или медведь”.     

     Замечательно то, что имеется быстрая, непосредственная и неудовлетворённая реакция на стимул, с образам птица - медведь ассоциацией. Символ пениса  в психоаналитической литературе представлен в образе птицы. Медведь - это большое, сильное животное, могло бы в символической форме отображать мужчину. В детализированном опросе испытуемая выбрала КАРТУ V наиболее неприятной. Когда её попросили объяснить возможные  причины  её негативных чувств, то был получен   ответ, что в момент выбора она думала о “смерти”. В просмотре всех карт до детализированного  опроса,  она небрежно  упомянула,  что  две  внешние  от фигуры красные области в стимуле пятна походили на младенцев. Это могло быть проекцией её нереализованного желания быть беременной, так как она поддерживая  лесбийские  связи не имела, или была не способна иметь ребенка.

      КАРТА VI.: “Два слона, очень влюбленные друг в друга, держащиеся своими хоботами. Маленький  слоник, стоящий на сердце”.

     Этот ответ продолжает эротическую тему, проецируемую ранее. Хоботы - фаллические символы, разрешенные сознанием быть представленными в такой замаскированной форме,  и поэтому свободные от негативного воздействия.  “Маленький слоник” подтверждает и доказывает  факт  не реализованной потребности иметь ребенка.

      КАРТА VII.: “Человек,  который пожертвовал свою жизнь ради любви, подвешенный вниз головой”.

     Здесь испытуемая проецирует образ себя. Благодаря своей гомосексуальной ориентации, она  “пожертвовала” замужеством, материнством, и более высоким уровнем социального признания - всем тем, что она могла бы иметь, если бы придерживалась нормального сексуального поведения.

      КАРТА VIII.: “Грудная клетка человека. Виднеются ребра и сердце”.  

      Это ни ничем не примечательный образ, относящийся к включенной в анатомическую структуру пятна. Такой нормативный ответ может отражать потребность восстановления  от возбуждения,  спровоцированным и выявленным предыдущими картами.

      КАРТА IX.: “Легкие или уши”.

     Анатомический образ “легкие”  в  ответе  продолжает непримечательный ответ КАРТЫ VIII, но эта карта содержит включенный мужской урогенитальный  образ,  который  она избегала в своем предыдущем  ответе (“eares” - уши в английском языке имеют второе значение - колосья, что может рассматриваться уже как фаллический образ).

      КАРТА X.:  “Болтливый человек”. 

     Она возвращается к оральной теме достаточно часто, чтобы оправдать критическое рассмотрение её оральной озабоченности, вовлеченную в её сексуальные отношения, и возможно, что это и есть её интериоризированный образ орально-агрессивной фигуры  из её прошлого.  Позднее, в результате опроса, было выяснено, что этой орально-агрессивной фигурой была её мать. Ротовая область, часто упоминаемая испытуемой, есть без сомнения,  персиверирующий образ тела.

      КАРТА XI.: “Кишечник”.

     Это нормальный, ни чем непримечательный  ответ, доказывающий  что представленность в её сознании этой части тела находится на высоком уровне.

      КАРТА XII.: “Что-то символическое, примитивное, возможно череп, ассоциирующийся с религиозным образом”.

     Здесь, испытуемая подставляет религиозный символизм,  вместо  включенного в стимул пятна образ женской репродуктивной структуры. Таким способом, она  дистанцируется от символа,  больше понимая его как примитивным,  чем христианским символом. Её нормативный ответ на предыдущую карту,  показанной минутой раньше, предполагает,  что этот механизм является защитным по своей природе, возможно защищающий её от возбуждения, вызванного неспособностью иметь ребенка. Когда испытуемую попросили устно детально прокомментировать свой ответ на  пятно, то  она  сказала: “Это было в то время, когда  человечество ещё ни чем не интересовалось, не  имело речи, не было ничего кроме ритуалов. Череп украшает примитивный танец. Танец религиозный или ритуальный”. 

     Даже после того, как ей указали на то, что некоторые испытуемые отмечают неанатомический контекст в этом стимуле, она не могла различить заложенный в нем материал.

      КАРТА XIII.: “Прекрасное сердце”.

     Позитивные эмоции,  спроецированные на это пятно, предполагают подчеркнутое сексуальное содержание.

      КАРТА XIV.: “Женские  гениталии”.

     Она быстро  распознала сексуальное содержание в этой карте. В процессе детального опроса она выбрала эту карту как самую  приятную  для  себя.  Затем она говорила о красоте женской   анатомии.

      КАРТА XV.“Позвоночный столб”.

    Такой же ни чем  не  примечательный  ответ, как и предыдущий, базирующийся  на   актуально   включенной в пятно анатомической структуре.

      КАРТА XVI.:  “Два рогатых животных с длинными соприкасающимися языками”.

      Упоминание языка испытуемой – это обозначение оральной темы, имеющей большое значение в сексуальном  поведении некоторых лесбиянок.  

      КАРТА XVII.: “Тазобедренные кости и позвоночник”.

      КАРТА XVIII.: “Головной убор с перьями”.

      КАРТА XIX.: “Два поросенка в халатах”.

      КАРТА XX.: “Два танцующих человека с кулонами  на  большой  берцовой кости, и с маленькой косточкой на заднем плане”.

      Ответы испытуемой на КАРТЫ XVII,  XVIII, и XIX  в данном диагностическом контексте были незначимые, так как образы базируются на актуальном телесном материале,  включенном в содержание чернильного пятна. Хотя ответы могли бы быть и фаллическими образами, представленными в сознании в виде костей, позвоночника, и  “головного убора с перьями наверху”.  Перья наверху – это и показатель некоторой демонстративности в её поведении.

     Ответ на КАРТУ XX более интересен своим символизмом. Можно уловить в ответе   на  пятно её понимание двух женских фигур в сексуальном взаимодействии. Кулон вводит в образ фаллическое содержание. Некоторые женщины соединяют сексуальные символы телесного образа с выбираемыми ими драгоценными украшениями. Это может представляться им как их неосознанное желание быть доминантным партнёром в сексуальной активности (иметь пенис). Её следующая ассоциация “большая берцовая кость” продолжает эту тему и предполагает, что она хотела бы иметь пенис больших  размеров  или, что она потенциально высоко агрессивна в сексуальной активности. “Маленькая косточка” - образ, подчеркивающий дальнейшую очевидность её неосознаваемого желания (часть косточки, которую необходимо сломать, чтобы исполнилось заветное желание).     

      Хотя наличие существенных различий  в  ответах  указывает на то, что должно быть проведено гораздо большее исследований примеров для того, чтобы делать окончательные выводы,  некоторые  общие  наблюдения  могли бы быть сделаны уже сейчас. 

     Мужчины-гомосексуалисты, как и ожидалось, проявляют  повышенное внимание  к эротическим частям тела мужчин, и это проявляется у них в частых ссылках на ротовую,  анальную, и фаллическую области тела.  Ответы  рук  могут  проецировать  использование  рук в  гомосексуальных действиях.   Однако,   если   сексуальная   ориентация  частично эгодистонична, такой материал может отразить вину и восходящее  смещение генитального беспокойства к рукам. Также может  наблюдаться   беспокойство,     вызванное женским анатомическим образом.

      Женский гомосексуализм  имеет  тенденцию,  заключающуюся в  показе повышенной привлекательности и понимания аспектов  тела  женщины, её ротовой области, груди, и внешних половых органов. Контрастом может быть появление повышенного беспокойства, наблюдаемое  при  просмотре  проективных пятен,  имеющих  в  своей  структуре  мужское анатомическое содержание.  Временами отношение к этому  может быть крайне неоднозначным. Некоторые женщины-лесбиянки, в  непосредственной или символической  форме,  проявляют  желание  иметь  пенис  и на этой основе показывают  повышенное понимание  фаллического материал.

     Литература

     Кассель У.А., Хромов А.Б.  Телесно - ориентированная  методика диагностики  личности. (Тест чернильных пятен SIS-I) - Курган, КГУ, 2000. -171 с.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами