Думаю , сегодня любой взрослый, рядом с которым растет ребенок, так или иначе думал о современных мультфильмах. Как сказала однажды моя знакомая : "Мультфильм для ребенка , как пища , для ума" . Что "едят" наши дети. Вся ли эта пища для них полезна и питательна. Большинство современных детей  просыпаются, едят, одеваются, играют "под телевизор".  Телевизор для взрослого стал незаменимой вещью. Как няня, которая удерживает внимание яркими красками, быстрой сменой кадров. Идетипривыкают к такому удовольствию : еще и еще хочется впечатлений , да побыстрее. После таких мультфильмов  "советские" смотреть  не хотят .  Мне например, нравитсямультфильм"Мишки ми-ми-мишки" , и   отношения между героями есть и разные ситуации они разрешают, но вот беда - рты у нихнабоку. А ведь у детей дошкольников формируется образ тела и видеть они должны правильные пропорции  тела.  Про  Машу и Медведя из одноименного мультфильма мы уже многое слышали. А какая мать хотела бы , чтобы у нее была такая сноха? Конечно , есть отечественные современные мультфильмы , которые не страшно показать ребенку , но их маловато будет.
Предлагаю ориентиры на которые можноопиратьсявыбирая мультфильмы . Делать это с большей осознанностью. Материалы взяты из брошюры "Детство под угрозой".
Возрастные ориентиры при подборе мультфильмов.

Подбирайте мультфильм в соответствии с возрастом ребёнка и индивидуальными способностями к осмыслению мультматериала.

Оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависят развитие дошкольника, приобщение его к художественной культуре.
3- 4 года
Содержанием игры младших дошкольников (3-4 года) является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которыхребенокпытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.

В соответствии с возрастными особенного для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

4-5 лет Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взятой на себя ролью.

Особую значимость приобретает сфера об¬щения со сверстниками. Потребность в при¬знании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, до-минирование-подчинение и пр.).

Это могут быть разнообразные сказки (народные и авторские). Центральные темы свя¬заны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением.

В этом возрасте живой отклик находят та¬кие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.



6-7 лет В старшем дошкольном возрасте (6- 7 лет) впервые обнаруживается возмож¬ность подчинения своих действий более отдаленному мотиву. Появляется феномен эмо-ционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, выте¬кающих из взятой на себя роли, а сюжетом — развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями.

Детей интересуют разные аспекты взро¬слой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нор-мы иправилаповедения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности. Складываются устойчивые из¬бирательные привязанности между дошкольниками, появляется дифференциация детской группы.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно предположить, что тематикой про¬изведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и под¬текстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и цен¬ностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.

Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей. Для примера приведем несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Снежная королева» , «Верните Рекса» и многие другие.


Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами