Есть направленность личности, а есть направленность личностного роста: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям - это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста - направление развития человека в соответствии с его природными задатками, есть выражение его изначальной природы.

Личностному росту можно только способствовать, осуществляя поддержку и создавая благоприятные условия, но его направлением нельзя управлять извне. У каждого из нас своя природа, свой рисунок тела и свой гендер, и то, что привлекательно для мужчин, не всегда привлекательно для женщин. Так же и наоборот. Для кого-то характерна естественная направленность на отношения (личные, семейные), для кого-то на работу, дело и бизнес. Мальчики с детства играют в машинки, девочки - в отношения. Жизнь бизнесмена способствует развитию определенных черт, роль жены и мамы - существенно других. А есть люди, которых интересует ни то, ни другое, а развитие себя. Такая направленность личности к максимальному развитию своих способностей называется самоактуализацией.

"Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности" (А. Маслоу).

Роджерс говорил о направлении личностного роста так: "Что конституирует совершенного человека? Другими словами, как определить то, в направлении чего мы работаем, будь то в психотерапии или в области религии? По-моему, я нашел довольно простое определение, но такое, которое имеет, мне кажется, значительное количество импликаций. Я чувствую, что полностью удовлетворен своей работой терапевта, если нахожу, что и мой клиент, и я сам – мы оба движемся к тому, что я назвал бы большей открытостью опыту. Если индивид становится более способным прислушиваться к тому, что происходит внутри него, более чувствителен к своим реакциям на данную ситуацию, если он более точен в восприятии окружающего мира – как мира реальности, так и мира отношений – то я думаю, что буду весьма удовлетворен. Вот то направление, в котором, мне хотелось бы надеяться, мы будем двигаться, потому что тогда с ним будет что-то происходить – это самое главное – он будет все время «в процессе». Для индивида это не конечная цель, а процесс все большего приближения к самому себе. Он будет становиться реалистичным в хорошем смысле, как в отношении того, что происходит внутри него, так и в отношении мира, и я думаю, он будет становиться также более социальным, просто потому, что один из элементов, который он не может не актуализировать в себе – это потребность и стремление к более близким отношениям. Так что для меня это понятие открытости опыту описывает большую часть того, что я бы надеялся увидеть в более совершенном человеке – говорим ли мы о человеке, возникающем в процессе психотерапии, или о развитии хорошего гражданина, или о чем-то еще"

Тиллих: "Возможно, мы могли бы согласиться относительно осуществления нашего подлинного Я, актуализации того, что сущностно дано нам, или, если говорить в религиозных терминах, я мог бы сказать: «Стать такими, какими нас видит Бог, во всех наших потенциях». А что это означает на практике – это другой и очень важный вопрос. Вы уже указали кое-что из этого, в частности – стать социальными. Я думаю, это часть более широкого понятия. Я бы назвал это любовью, в смысле греческого agape, которое является особым словом в Новом Завете и означает любовь, описанную ап. Павлом (1 Кор., 13) – она принимает другого человека и затем пытается воссоединиться с ним и преодолеть разделение – экзистенциальное разделение, которое существует между людьми. Итак, я бы согласился с этой целью, но я хотел бы, конечно, добавить, поскольку я говорю также в терминах вертикального измерения, что она заключается в том, чтобы придерживаться этого измерения, чтобы сохранять веру в предельный смысл жизни и абсолютную и безусловную серьезность этого стремления к предельному смыслу жизни. Так, если говорить в популярных терминах, что всегда очень опасно, я бы сказал: вера и любовь – это два понятия, которые необходимы, но вера не в смысле верований, а в смысле связи с предельным, и любовь не в смысле сентиментальности, а в смысле утверждения человека и даже самого себя, потому что я верю, вместе с Августином, Эрихом Фроммом и другими, что самоутверждение и самопринятие оправдано. Я не хотел бы использовать понятие «любовь к самому себе», оно слишком сложное, но самоутверждение и самопринятие – это одни из тех вещей, которых труднее всего достичь".

Диалог между Паулем Тиллихом и Карлом Роджерсом состоялся 7 марта 1965г. в телерадиостудии Государственного Колледжа Сан-Диего в Калифорнии. Это было последнее публичное выступление Тиллиха. Он умер 22 октября 1965г.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами