Здравствуйте, друзья и коллеги!
В своей статье я хочу проанализировать отношения Дориана Грея и Сибиллы Вейн, двух героев классического романа "Портрет Дориана Грея".
Главный герой, мистер Грей, - вероятно, человек с нарциссическим расстройством личности. В произведении его отношения с актрисой Сибиллой разыграны по "правильным", нарциссическим нотам.
Сейчас я попробую вам это продемонстрировать.
Акт первый. Идеализация жертвы.
Когда мистер Грей впервые видит Сибиллу на сцене замшелого театра, он приходит в полный восторг от этой девушки и актрисы. Он в один момент возносит её на пьедестал! О, как прекрасно и божественно она играет всех шекспировских героинь! Среди ужасных, третьесортных актёришек, Сибилла просто блистает, просто богиня! Дориан в неё влюбляется, и считает её самой прекрасной женщиной в мире.
Вот что он говорит своему другу лорду Генри:
Разве я мог не полюбить ее? Да, Гарри, я боготворю ее. В ней теперь вся моя жизнь. Каждый вечер я хожу смотреть, как она играет. Сегодня она Розалинда, завтра — Имоджена, а послезавтра еще кто-нибудь.
Дориан правда влюблён, и его чувство пробуждает в нём самые прекрасные мысли по поводу их общего будущего с Сибиллой:
Но даже сейчас, на стадии идеализации и обожании, юный Дориан ведёт себя, как типичный нарцисс. Он хочет, чтобы ему завидовал весь мир, что такая прекрасная актриса и девушка принадлежит только ему. И он прямо про это говорит:
Я хотел бы поставить ее на золотой пьедестал, чтобы видеть, как весь мир боготворит ту, что принадлежит мне.Дориан Грей приглашает своих друзей лорда Генри и художника Бэзила пойти в театр, чтобы они могли в реальности убедиться в гениальности и красоте Сибиллы. Дориан настолько влюблён, что мог бы даже пойти на брак-мезальянс, и жениться на безродной и бедной девушке! Великая сила эта любовь!
В театре мистер Грей говорит друзьям:
Сейчас поднимется занавес, и вы наконец увидите ту, которой я готов посвятить всю свою жизнь и благодаря которой во мне открылось все лучшее, что во мне есть.
Акт второй. Непростительный проступок жертвы.
Внезапно что-то пошло не так. Сибилла в этот день играла очень плохо. Как бездарная и пустая актриса. В ней нет никакого таланта, как будто. Публика не одобряла и свистела. Друзья Дориана тактично молчали. Сам Дориан оказался шокированным:
Но Боже, как она изменилась! Еще вчера она была великой актрисой. Сегодня же она — сама заурядность
— Прошу вас, Гарри, уходите! — воскликнул Дориан. — Я хочу побыть наедине с собой. Бэзил, и вы уходите. Неужели вы не видите, что у меня сердце разрывается на части?
Дориан Грей действительно страдает. Ведь он привёл двух своих друзей, чтобы продемонстрировать им любовь всей своей жизни, и её божественно-прекрасную игру. А эта Сибилла играла именно сегодня на редкость паршиво! Какой ужасный проступок она совершила. И кара за это скоро упадёт на её голову.
Акт третий. Обесценивание жертвы, и свержение её с пьедестала.
Когда Дориан и Сибилла остались наедине, девушка откровенно рассказала, почему она так плохо играла сегодня. Потому что познала любовь! Не в роли. Но в жизни. Настоящую, реальную, чувственную и неподдельную любовь! И это всё благодаря ему, Дориану, этому Прекрасному Принцу с золотыми кудрями. К чему теперь театр, к чему теперь чужая ненастоящая любовь и роли? Когда есть настоящее чувство! И настоящий Принц.
Она открыла ему душу и сердце. А что же мистер Грей? Он отреагировал вот так на исповедь своей возлюбленной:
Дориан бросился на диван и, отвернув лицо от Сибиллы, пробормотал:
— Вы убили мою любовь…
Девушка ему тут только что в любви признавалась в длительном монологе. А он только и ответил, что она убила его любовь... Парадокс? Но для нарцисса, скорее, закономерность.
Далее Дориан немного поясняет свою позицию:
— Да, — повторил он, — вы убили мою любовь! Раньше вы поражали мое воображение, а теперь поражаете своей посредственностью. Вы стали мне безразличны. Я вас полюбил, потому что вы так чудесно играли, потому что я видел в вас огромный талант, потому что вы воплощали в жизнь мечты великих поэтов, облекая в живую, реальную форму бесплотные образы искусства. Теперь вы не способны на это. Вы оказались такой же пустой и ограниченной, как самые заурядные люди. Боже, как я был глуп! Каким безумием была моя любовь к вам! Сейчас вы для меня ничто. Я не хочу вас больше видеть. Я никогда не вспомню о вас, никогда не произнесу вашего имени. Если бы вы могли представить, чем вы для меня были!
Дориан уходит, а Сибилла остаётся с разбитой душой и сердцем.
Нарциссы всегда в один миг обесценивают своих жертв. И они делают это так же быстро, как и воздвигали их на пьедестал энное время назад. И всегда они искренни в своих чувствах и мыслях.
Сибилла Вейн на самом деле совершила ужасную вещь, с точки зрения Дориана. Она бездарно сыграла, и ещё в любви призналась. За это пощады быть не может. Она убила любовь Дориана к ней. Она виновата. Это как раз находит отражение в следующей цитате:
Но разве его поступок был жестоким? Виноват ведь во всем не он, а Сибилла. Она поразила его воображение как великая актриса, и за это он ее полюбил, а потом жестоко его разочаровала. Она оказалась недостойной его любви.
Дориан сравнивает свои страдания от "ужасного спектакля" со страданиями юной влюблённой девушки, которой разбили сердце:
Акт четвёртый. Приписывание всей вины жертве.
У нарциссов всегда во всём виновата жертва. Это она повела себя не так. Сделала не то. Разочаровала. Оказалась недостойной любви. Именно к этому же умозаключению приходит и Дориан Грей. Даже когда узнаёт, что Сибилла покончила с собой, не выдержав этих страданий.
Вот что говорит мистер Грей своему другу Гарри по этому поводу:
Тогда она была для меня всем. А потом пришел этот страшный вечер — неужели это было только вчера? — вечер, когда она играла так чудовищно, что у меня чуть не разорвалось сердце. Она мне потом все объяснила. Это было так трогательно… но меня ничуть не тронуло, и я назвал ее пустой и ограниченной.
А вот тут Дориан на долю секунды задумывается: может, с ним самим что-то не то? Иногда это бывает свойственно нарциссам. Жаль, что быстро проходит, ибо это правильные мысли:
Почему я не страдаю так сильно, как мне надлежало бы? Неужели у меня нет сердца? Как вы думаете?
Но тут же его мысли вновь возвращаются в привычное читателю русло, словно он испугался узнать о себе правду:
Таким образом, Дориан, как типичный нарцисс, остаётся на позиции "меня предали, любовь убили, виновата во всём она". Как он говорил: своим самоубийством Сибилла искупила свою вину передо мной, и мне не надо будет больше вспоминать свои страдания в тот ужасный вечер на том ужасном спектакле.
В вечер самоубийства Сибиллы, Дориан со спокойной душой едет с другом в оперу, где будет восхищаться же новыми женщинами.
* все изображения принадлежат их авторам
** в статье использованы кадры фильма "Дориан Грей" (2009)