Ненавистный Новый год или давление нормативной хронологии

Перед Новым Годом человечество вдруг резко разделяется: на тех, кто любит праздники, и на тех, кто их терпеть не может.

Любители радуются подаркам, предпраздничным хлопотам, гирляндам и мишуре, встречам с друзьями, подводят итоги и пишут списки Деду Морозу. 

Нелюбители - сокрушаются о тратах денег, времени и сил, суете и толпах, вспоминают о собственном экзистенциальном или фактическом одиночестве, соседях-алкоголиках и собаках, травмированных фейерверками. А еще - о том, что стали на год старше и подошли к новогоднему рубежу без особых достижений. Вот и прошел еще один год  - как бы говорит им Дед Мороз, - а что в твоей жизни изменилось? Сделал ты то, что запланировал? Или ты стоишь на месте, а жизнь идёт мимо тебя? "Я не обязан перед тобой отчитываться, потому что вообще не праздную ваши глупые праздники" - естественный ответ Деду Морозу в такой ситуации. И всему социуму в его лице.

В том, как человек воспринимает время, можно выделить 2 аспекта:

  • условно-объективный, основанный на принятых в обществе хронологических нормах;
  • субъективный, основанный на естественных жизненных ритмах, известных под именем "биологических часов".

Восприятие времени как объективной категории, видимо, появилось, когда человечество изобрело хронологическое деление (минута, час, день, месяц, год) и календарь. А вместе с календарём - образ времени, которое движется одновременно по кругу и вперёд: сезоны циклично сменяют друг друга, но мы при этом всё время движемся во времени, от прошлого - к будущему.
И ведь хронологические нормы - это не только соглашение о том, чему равен час и сколько этих часов умещается в год. Опора на нормативную хронологию - общепринятая практика в конструировании множества теорий, в том числе научных. Так, во множестве психологических теорий личности жизнь человека делится на какие-то периоды, и за каждым периодом закрепляются какие-то характерные признаки, которыми человек должен в норме обладать, или задачи, которые в этот период человек должен решить. Если признаки такие, как нужно, и задачи решены успешно - это считается нормой развития. На нормативную хронологию опираются также разнообразные житейские теории, формируя некие социальные нормы - в каком возрасте человек должен разбогатеть, выучиться, жениться и лишиться девственности, а когда это - необратимо поздно.

Наши биологические часы, хоть и названы субъективной категорией, основаны на объективных физиологических ритмах нашего организма: например, на чередовании сна и отдыха, а также на определенных нервных процессах, которые дают нам ощущение длительности какой-то работы. Субъективность - в том, что, в отличие от мировых часов, биологические ритмы разных людей не могут быть точно согласованы, поскольку живые люди - не механизмы, и отличаются друг от друга. Кроме того, субъективное восприятие времени напрямую зависит от эмоционального восприятия происходящих событий. Если события интересны для нас - мы, с одной стороны, не замечаем течения времени (можем увлечься и не заметить, что прошел день), а с другой стороны - временной отрезок, наполненный разнообразной деятельностью, воспринимается как более длинный, чем отрезок, не заполненный ничем. Так, в состоянии апатии у человека может быть восприятие дня как "только проснулся, ничего не делал - а уже и спать пора". События и их эмоциональное переживание - наполняют и "растягивают" время. Так, не заполненная ничем неделя может при обращении в прошлое субъективно казаться короче, чем день, за который произошло что-то важное. И так мы склонны размещать в памяти прошлое: соединяя более короткими отрезками значимые вехи.

Мы постоянно сверяем наше личное биологическое время с условно-социальным. И результаты этого сравнения могут принести нам радость или страдание. Личные биологические часы в сочетании с тем, какие нормативные хронологии человек воспринял близко к сердцу, и насколько близко - может определять его личную метафору времени. У кого-то время - река, которая течет сквозь них, у кого-то - дорога, по которой он идёт. Иногда на этой дороге, как пограничные столбы, стоят наши днирождения, восьмыемарта, двадцатьтретьифевраля, новыегоды, минуя которые, почему-то следует отчитаться: какой я мужчина, какая я женщина, и что у меня есть в мои-то годы. Но эти пограничные столбы установило не мироздание, и даже не социум, а мы сами. И в наших силах - поменять этот образ. Поэтому в преддверии праздников я желаю всем настроить ваш хронометр под ваши потребности. И встретить Новый Год - не "как положено", а в согласии с вашим ритмом.

2015-12-23
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?