👁 23

 

 

     В психоаналитической практике терапевт имеет дело с психической реальностью клиента, с его воображаемым миром, с многообразными фантазиями. Что же такое фантазии человека, какова их природа и судьба? Что говорят о них классики и современные психоаналитики?

     Фантазии в переводе с греческого - воображение: различные мечты, выдумки, нечто нереальное. З.Фрейд называл их ещё снами (грёзы) наяву, которые могут быть бессознательными и сознательными, представлять собой иллюзорное исполнение различных желаний. Он считал, что это форма выражения свойств личности, её вытесненных желаний и стремлений, с помощью которых человек может "сглаживать" несовершенства реального мира и свои неудачи. Причём фантазии могут реализовываться человеком в действительности, в творчестве, либо проявляются в виде неврозов, а также являются и источником сновидений. М. Кляйн фантазиями называла "ложные восприятия". А К. Роде-Дахсер видел их как сложные когнитивно -аффективные структуры, в которых переплетаются друг с другом первичные и вторичные процессы. Причём эти структуры отличаются от сознательных фантазий иным отношением к реальности. В бессознательных фантазиях как и в бессознательном господствует принцип удовольствия и нет места принципу реальности.

     Фантазийный мир человека также реален для него как и материальный мир и влияет на всю его жизнь, на мысли, чувства и поведение. В своих работах Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис говорят о трёх видах явлений ( реальностей) : материальная, реальность промежуточных мыслей (психологическое пространство) и реальность бессознательных желаний и их "самой подлинной формы" : фантазии.

     Когда З. Фрейд занимался самоанализом и лечением истеричек, то пришёл к выводу , что многое о чём говорят в анализе - это фантазии, а не реальность. Так он отверг собственную теорию соблазнения, придя к выводу, что , например, сцена соблазнения взрослым - это нереальное событие, в котором проявляется инфантильная сексуальная активность. Так были открыты исходные (первичные) фантазии, которые характерны для всех людей, а их источник по З. Фрейду лежит за пределами истории субъекта. Они подобны мифам, и с ними сталкивается каждый ребёнок в своём развитии. Этих первичных фантазий о происхождении несколько. Например, первичная сцена представляет происхождение человека. Для нынешних психоаналитиков ( Ж. Лапланш) это сцена - соединения биологического факта зачатия и рождения с символическим фактом происхождения ( "грубый акт" совокупления и существо триады мать-дитя-отец). Следующая фантазия о соблазнении - происхождение и развитие сексуальности. И третья фантазия - о кастрации, как начало различия между полами. Эти первичные фантазии являются основанием для многочисленных индивидуальных фантазий людей. Так появляются вторичные фантазии ( вытесненные и сознательные). И в них как и в снах происходит реализация желания. В таких фантазиях есть скрытое и манифестное ( сценарий) содержание. Фантазийные сценарии - это декорации желаний. Итак, по З. Фрейду, бессознательные фантазии всегда существуют в пространстве, ограниченном от реальности. Это особого рода "заповедник" в реальности, где господствует наслаждение и нет проверки на реалистичность со стороны Я. Они энергетически сильно заряжены и стремятся подыскивать для себя подтверждения в психическом внешнем пространстве посредством " отождествления с восприятием". Перед психикой задача - это нечто сделать "реальным". Такая иллюзорная актуализация, по -мнению Дж. Сандлер, приводит к искажению восприятия реального мира, и всё это ради реализации бессознательных желаний.

     Конечно бессознательные фантазии проходят ряд модификаций ( "цензуру", защищающую сознание) прежде чем в психике образуется дериват. Эти изменения происходят, когда в дело вступают защиты, которые контролируют эмоциональное состояние человека и подключаются опыт и знания его о внешней реальности. В реальном мире находятся и подтверждения этих фантазий. Например, фантазии о различии полов. В реальном мире мы сталкиваемся с фаллическими женщинами, матерями, которые хотят иметь только мальчиков, женщинами зависимыми от мужчин, бесчувственными садистами мужчинами, женственными мужчинами и др.. Или, например, в своих исследованиях К. Роде-Дахсер показывает, что дети 1,5-2 лет, обнаруживая половые различия, вынуждены это открытие когнитивно и эмоционально прорабатывать. И фантазии, возникающие в это время, как раз и служат для этой цели, а также снижают страх, связанный с этим открытием. При чём в этих фантазиях обнаруживается действие ранних защитных механизмов: расщепление, проекция, отрицание, идеализация и обесценивание. В это же время у детей по Ж. Пиаже фаза дооперационального наглядного мышления. Оно характеризуется эгоцентризмом и концентрацией внимания на одной примете объекта и игнорированием остальных свойств. Всё это проявляется в фантазии маленького ребёнка. Поэтому и в теории, касающейся половых различий внимание только к одной части тела -пенису. В терапии мы тоже сталкиваемся с примером реализации фантазий - это отношения переноса - контрпереноса.

     Для психики фантазии реализуют целый ряд функций, связанных с поддержанием гомеостаза и реализацией желаний. Дж. Сандлер считает, что они способствуют поддержанию базального чувства уверенности, защите от обид и оскорблений, а так же для сохранения психических структур. А главное они руководят поведением человека, так как всегда содержат ролевые взаимоотношения, где роли имеют свои предписания, близкие к осознанным решениям. В результате , если окружающие люди принимают на себя определённые роли, то происходит инсценирование фантазий в реальных межличностных отношениях. К тому же фантазии способствуют такой инсценировке бесконечно ( навязчивое повторение в жизни человека). Часто наши клиенты жалуются на то, что у них чувство, будто они ходят по кругу, попадают в одни и те же ситуации или сталкиваются с похожими людьми и их отношением к себе. Могут чувствовать всё время одни и те же чувства, их посещают одни и те же мысли. В терапии становятся явными фантазии клиента, которые и служат источником этих явлений и бесконечной душевной боли. Аналитик вербализует их и делает наглядными для клиента. И если клиент осознает, прочувствует и проработает это, то адаптируется к реальности и навязчивые сценарные повторения прекратятся.

2014-02-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?