Наша жизнь полна сюрпризов. Весьма неприятных порой, но в то же время и поучительных. В основе деформации личности человека находится Эго, "Я" с разными уровнями самооценки.

Потеря адекватного, трезвого рассужденияосебе самом чревата непристойностью, повышенной невротичностью, в том числе гипетрофированным чувством собственной важности.

В психиатрии есть полузабытый многими психологами термин Mania grandiosa. Проще говоря, мания величия.

В свое время наш любимый многими Антон Павлович Чехов в своем очерке "Случаи Mania grandiosa" отметил,

Что цивилизация, помимо пользы, принесла человечеству и страшный вред, никто не станет сомневаться. Особенно настаивают на этом медики, не без основания видящие в прогрессе причину нервных расстройств, так часто наблюдаемых в последние десятки лет. В Америке и Европе на каждом шагувывстретите все виды нервных страданий, начиная спростойневралгии и кончая тяжелым психозом. Мне самому приходилось наблюдать случаи тяжелого психоза, причины которого нужно искать только в цивилизации.

Точка икс - потеря внутреннего стержня, сохраняющего человека в состоянии неуязвимости.



И в то же время, задумаемся над вопросом, о потере самоконтроля.

Доминирующая косность,  узколобость, недальновидность,  желание соотвествовать какому-то шаблону.

Эго травмированного человека без терапии и самоанализа кричит: Ну посмотрите же, какой Я!!! С перечислением всех своих достоинств и достижений.

Потребность быть замеченным, признанным обществом говорит о глубоком внутриличностном конфликте. Человек тратит силы, демонстрируя всем, порой беспощадно-вульгарно, свои "достижения", которые в объективной картине мира смазываются за душевной пустотой и самообманом бедолаги.

Вот клиентский случай. Девушка, 35 лет, кичится своими знатными связями, мужской работой, сексуальными похождениями. Безусловно, анамнез показывает отвержение матери, непринятие матерью ее пола, глубоко деструктивные формы взаимоотношений с мужчинами, на грани ненависти. Путаница в принятии себя с точки зрения пола. Мужские повадки и грубость, вычурная вульгарность. Например,  к своим достоинствам относит умение "пить по-гусарски" с локтя и стоя (мне, как человеку вообще не употребляющему алкоголь и как женщине, живущей в трезвости и сохраняющей способность ясного мышления без подобных аддикций, было несколько не по себе от такой самопрезентации девушки).

Демонстрация собственной вульгарности это страх принятия себя или даже отвержение самой себя.

Мужские компании, имидж "бабы-огня" с совершенно неутешительным вердиктом мужчин "Свой парень!". 
И запрос: "Не могу выйти замуж!".

Большое количество любовников, обесценивающих ее после первого секса,  не раскрывающих ее сексуальность, а напротив вводящих ее в невроз по поводу собственной женственности. 

Еще жалобы, что многие женщины ее постоянно критикуют. 

 Механизмы самокритики отсутствуют, а количественные показатели важнее качественных.
Например, "мама говорит, чтояпохожа на мужика и непривлекательная. А я ей говорю, что я сменила полсотни мужиков и вообще очень сексуальная!"
Глубокое заблуждение и косность мышления не позволяют действительно женщине осознать значимость своей половой принадлежности. Мама, безусловно,  нарушает границы дочери, бестактно выговаривая ей подобные обидные умозаключения.
Но дочь вместо конструктивной защиты, оправдывается в русле саморазрушения,  нарочито демонстрируя свои сексуальные подвиги, что также характерно не для женской модели поведения, а именно для мужской.

Соответственно, в жизни 35-летеней женщины еще не было ни одного серьезного романа. 

Сексуальный аппетит и темперамент воспринимается ею исключительно как индикатор биологический, не требующий социальной корректировки и осмысления, почему так складывается моя жизнь? 

Поэтому подобное избегание травмы, практически сознательное, заставляет женщину пускаться "во все тяжкие" с целью доказать, что она биологически женщина.

Если рассуждать с позиции юнгианской психологии, то Anima женщны (именно женская часть психики) находится под жестким прессингом Animus (мужская часть психики).

Рисунки женщины и мысли имеют искаженный, грубый почерк. Преобладают фаллические символы,  резкие линии, обведенные и заштрихованные.

Например, женщина часто находится в состоянии агрессии, на грани ненависти чувства к женщинам с развитой Анимой, беременным и женщинам, имеющим детей. Соответственно, любаякритикав свой адрес с какой бы то ни было стороны, воспринимается сквозь искажающее Эго как "мне все завидуют".

А чему завидуют? Перечисляются именно мужские факторы: "карьере в погонах", "я как гусар пью" (!!!),  всем могу "морду набить" и "послать на ...".

Демонстрация агрессии вкупе с относительно низким интеллектуальным уровнем  в окружении грубых мужчин (дама работает в колонии) - это проявление глубокого внутриличностного конфликта человека.

Застревание в рамках "Я прав (-а)", "Я лучше знаю", сформированное за годы активной социализации в профессиональной среде, уводит человека от самокритики, подавляя возможность объективно и беспристрастно взглянуть на себя со стороны. 

Хвастовство и бравада тщательно скрывают первопричину конфликта - нежелания принятия себя. И чем больше человек заявляет в категоричной форме, что он принял себя, тем больше вероятности иллюзии достижения этого.

Он как бы заставляет окружающих поверить,  что он такой и меняться не собирается. На самом же деле речь идет о необходимости глубокой психологической работы. 



Цивилизация сделала свое дело. Женщины достигли равноправия. И это огромный стимул для роста женщин. В то же время цивилизация создает с каждым днем риски утраты женственности. Однако, к сожалению, искажение объективной картины и плачевность ситуации в том, что также женщина разрешила себе быть "мужчиной",  взвалив на себя характерные мужские качества, которые в итоге привели к глубокой деформации с потребностью жестко доминировать, применять насилие по отношению к людям (будь-то психологическое или даже физическое). 

При этом на самом деле, хрупкая миловидная женщина, находящаяся в лабиринтах души каждой такой женщины с выраженным Анимусом, не решается выйти из него, поскольку не имеет опоры и собственных представлений о жизни. Она загнана туда именно в результате обесценивающих отношений с сомнительными мужчинами  и запрета быть любимой. 


Здоровая, адекватная самокритика, разделяющая трезво "Что я могу?" "Что я не могу?", ответственная оценка своих действий,  поступков, мыслей, своего образа жизни с неизменным вопросом "Зачем?" и "Для чего это нужно самому человеку?" способна трансформировать личность в режим объективности, в котором ей будет легче осознавать себя и избежать самодурства и деструктивной амбициозности. 
Архангельская Надежда
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами