О сложностях отношений...с культурой.

👁 24

Пару дней назад с утра ко мне пришло попеременно три разных мысли. Я думаю, что они как-то связаны, и мне было бы интересно попытаться объединить их в этом тексте. Хочу заранее извинится  перед читателями, если по прочтению данного текста, вы поймёте, что мне это не удалось.

Я обратил внимание на то, что в культуре, как и в большинстве массовых, социальных явлений есть критическая масса, или некоторый пороговый уровень. Возьмём пример. Алкаш Витя из 87ой квартиры регулярно, пардон, мочится в подъезде. Для всего подъезда это является неприемлемым. Люди объединяют усилия в борьбе с неслыханным поведением Вити. В результате этих усилий Виктор либо испытывает на себе такое общественное давление, которое заставляет его перестать это делать, либо творческие коллективные усилия помогают ему преодолеть проблему. Конечно же, бывают и исключения, но в целом это работает примерно так. Но что если это делает не только Витя, но ещё Федя и Толик? Треть жителей подъезда возмущены, одна шестая злорадно поддерживает действия троих умельцев, потому что "ишь какие чувствительные нашлись", а половина амбивалентна в проявлении своих чувств и старается не связываться. В этой ситуации, вероятно, всё так и будет продолжаться, если конечно не найдётся лидер, который поведёт за собой треть жителей и убедит в своей программе очистки подъезда  от "ссыкунов" часть амбивалентной половины жителей. Никогда не стоит недооценивать роль личности в истории!

И так примерно во всём. Если в вагоне метро Вас два раза толкнули не извинившись, один раз наступили на ногу, потом Вам "тыкнула" продавщица в магазине, то возникает ощущение, что проблема не в отдельных людях, а в культуре в целом. В данном случае можно не обобщать до культуры российского общества, а ограничиться, например, понятием культуры граждан, пользующихся для передвижения московской подземкой. Впрочем, если повторять наблюдения в разных местах, то можно прийти к неутешительному выводу, что проблемы с культурой гораздо масштабнее площади, занимаемой линиями метрополитена.

Вспоминается какое-то давнишнее социологическое исследование из США о том, что уровень уличного вандализма напрямую связан с тем, в каком состоянии поддерживается улица. Например, если у машины разбито стекло, и она стоит так неделю, то появляются те, кому просто необходимо её добить или растащить на детали. Если власти стирают вновь появляющиеся надписи на стенах, то количество вновь наносимых надписей со временем уменьшается (хотя и не исчезает).

Где-то давно читал исследование про отношения в паре. Один из выводов был такой, что отношения в паре сохраняются тогда, когда поддерживается определённое соотношение (опять пороговый уровень?!) между положительными, приносящими хорошие эмоции интеракциями (взаимодействиями), и интеракциями, вызывающими негатив. Если пара четыре раза в день проживёт свой союз как хорошее, а один раз поругается, то, вероятно, люди останутся вместе. А если таких моментов будет 2 на 2, то вероятно они разойдутся. (Цифры взяты совершенно произвольно).

Но ведь то же самое касается и отношений человека и культуры. Если человек проживает в день пять раз опыт грубости, хамства, неуважения, обесценивания, но при этом не проживает вежливости, участливости, заботы, порядочности, то у него вполне может возникнуть желание развестись с этим обществом. "Просто мы с этой культурой не сошлись характерами. И я буду готов не пытаться ущемлять или обвинять эту культуру, если у меня будет возможность проживать ту культуру, которую я ощущаю как свою. Прошу нас развести". Возможно, поэтому люди в эмиграции часто испытывают ностальгию по родине. Это как вспоминать бывшего партнёра. Много хороших воспоминаний, и даже иногда возникает сожаление, что у вас ничего не вышло, но потом приходит радость того, что это всё в прошлом.

Грустно то, что несмотря на то, что такие возможности существуют, всё же возможности развода с культурой весьма и весьма ограничены. И даже если я всеми фибрами души чувствую, что с культурой, например, Швеции у меня бы всё получилось, и это был бы взаимовыгодный для нас обоих союз, Швеция почему-то критично настроена в моём отношении. Может, потому что я выходец из другой культуры? И да, и нет.

И это довольно неожиданно для меня самого наводит на мысль о "загнивающем Западе". Возникает ощущение, что многие в развитых европейских странах действительно в какой-то момент поверили в эту формулировку (которой, надеюсь, они никогда не слышали). Может, это эхо боли нацизма, а может это сверхуверенность в прочности собственной культуры, кто знает. Они готовы "размывать" свою культуру, принимая беженцев из стран с совершенно иной культурой. И да, здесь тоже начал работать "закон" о соотношении. В некоторых местах иммигрантов совершенно иной культуры стало так много, что действительное продолжение бывшей до них культуры стало невозможным. Вместо заботы о существующей культуре и "культурном" отборе иммигрантов, многие страны руководствуются принципами ограниченной, и, на мой взгляд, несколько сентиментальной гуманности. Но если будет достигнута критическая масса, и культура ваших стран перестанет быть вашей культурой, куда вы подадитесь, коренные жители Европы?!

Кислюк Максим
2018-11-19
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?