О вреде и пользе веры

Первым делом само понятие «вера», конечно, ассоциируется с церковными институтами, религией, Богом. Но как показывают современные исследователи, понятие это гораздо шире и охватывает гораздо более важные слои психики и жизнедеятельности. 
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, - 
И нам сочувствие дается,
И нам дается благодать…
(Ф. И. Тютчев)
Поскольку все мы живем в вероятностном мире, где ничего не определено заранее сколько-нибудь достоверно, и обладаем разумом, чтобы отдавать себе в этом отчет, мы нуждаемся и в таком механизме, который позволял бы преодолевать подобную непредрешенность и неопределенность.
В любой целенаправленной деятельности человеческое существо взаимодействует с тем, что есть, дано ему актуально, и тем, чего еще нет, что дано ему только потенциально и может быть открыто путем приложения усилий, вне зависимости от того, реальные или идеальные (внутренние) блага или цели, имеются в виду. То есть человек имеет дело с неким образом того, что еще не существует, но только может существовать. Образ этот существует исключительно в индивидуальном сознании человека, и прогноз того, станет ли это реальным, чаще всего крайне затруднен, особенно если это цели долговременные или достаточно глобальные «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!». 
Как отмечали исследователи, человек, планируя что-либо, предвосхищает не только сам образ желательной цели, но включает его в общую структуру предвосхищаемого будущего – другими словами: как я буду жить с этим. Таким образом, даже небольшие цели могут затрагивать массу непредсказуемых вещей и вести к совершенно непредсказуемым последствиям. 
Расхождение между реальным и потенциальным, будущим, которое еще не обязательно будет таким, как хочется, неминуемо порождает стресс (тревогу), который препятствует деятельности. В таком случае требуется что-то, что уравновесит реальность, в которой еще нет того, что только предвосхищается. Вера как раз и служит тем, что позволяет разрешить эту дихотомию. Объект веры субъективно реален для человека, даже если объективно его еще не существует, или вообще не существует. Так что вера это как раз то, что позволяет осуществлять любую деятельность. В рамках психологии мотивации достижения этому посвящено много исследований. В частности, это теория самоэффективности А. Бандуры.
Бандура предположил, что ключевым фактором в любой достиженческой деятельности является не просто вера в достижение успеха, или надежда на успех, или привлекательность цели, а вера в то, что человек способен осуществить деятельность, которая может привести к желаемому результату. Самоэффективность не сводится к навыкам или способностям человека, а сводится к тому, что он о них думает, насколько компетентным себя ощущает, в процессе деятельности. Бандура подчеркивает, что самоэффективность касается будущего, а не прошлого, это прогноз справляюсь или нет, самоэффективность показывает оценку своей компетентности, а не является личностной чертой или диспозицией. Теория самоэффективности прогнозирует, что люди будут участвовать в ситуациях, с которыми, как они считают, они могут справится, и будут избегать ситуаций, с которыми они справится не могут. 
Помимо такого аспекта как деятельность достижения, вера имеет глубокий смысл для каждого человека и в плане его психологического благополучия, здоровья, духовного самосознания. Религиозные люди, как правило, более здоровы и живут дольше не религиозных (имеется в виду истинная, или внутренняя религиозность, а не внешняя, невротическая).
Вера имеет отношение к таким феноменам, как психологические или духовные трансформации. «Я узрел его в доме своем, среди всех этих обыденных вещей. Он возник неожиданно и стал неописуемо единым, и слился со мной, и врос в меня так, что не было ничего между нами, как огонь врастает в железо и свет в стекло. И он сделал меня подобным огню и подобным свету… Мне неведомо, как изъяснить вам это чудо… Я человек по природе и ангел – милостью господней» (по: Демчог, Симеон Новый Богослов). 
«Много есть пyтей, но Великий Пyть
не найти на каpте. 
Много есть имен, но это лишь слова,
и сyть ими не пеpедать:
Ведь безымян и не наpекаем
источник твоpения, 
Hо y всякой вещи есть
отнюдь не безымянная мать.
Тайна сия ждет пpозpения. 
Лишь желаний лишенное око
способно ее pаскpыть;
Тот же, кто опyтан цепями стpасти, 
Видит лишь внешний явлений лик».

Трансформация это обновление картины мира, яркое переживание и интуитивное познание себя и окружающего мира. Она происходит после долго и страстного поиска, когда у ищущего не остается сил, чтобы продолжать поиски, и исчерпав свой индивидуальный ресурс, и перебрав все версии он сдается на волю Дао, мира, реальности как она есть. Таким образом, вера может служить не только закреплению тех взглядов, что укоренились в человеке, но и обновлению. В меньших масштабах это происходит в результате любой деятельности, так как, осуществляя себя в мире, преодолевая препятствия и прилагая усилия как вовне, так и внутри, человек меняется каждый раз, когда осознанно движется к какой-либо цели.

2015-12-07
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?