Как гештальт терапевт сталкиваюсь в работе с различными своими и клиентскими чувствами и состояниями. Часто много времени уделяется идентификации переживаний, иногда это даже не удается. Я понимаю, что для того чтобы переживание случилось, его не обязательно называть, но во мне просыпается исследовательский дух.  Недавно я задумался о том, что существует категория душевных состояний, у которые не существует полярности. Но тем не менее их антиподы тоже часто принимают за реальность . Я отношу к таким "чувствам" - ощущение доверие/недоверие, принятие/непринятие и в обывательское понимание счастья/несчастья.

Сейчас постараюсь обосновать нереальность одной части в каждой приведенной паре состояний. Важен сам принцип. Буду признателен, за комментарии и дополнения! Конечно мой интерес в этой теме практический и в конце концов я постараюсь каким либо образом концептуализировать эти феномены для того чтобы было легче пользоваться выводами.

Итак, доверие/недоверие. Вспомните ситуацию, когда Вы находились в состоянии недоверия. Я умышленно не называю недоверие "чувством", потому что это как раз помешает переживанию. Я припоминаю, что мне было страшно, я был напряжен, собран и бдителен. Обратите внимание, что я описал свои ощущения не включая в них других людей. То есть "чувство" недоверия - это страх, спроецированный на других людей. Спроецированный страх переживается принципиально по иному, к нему сразу добавляется попытка контролировать другого и с связанное с этим ощущение бессилия, переживание собственного страха становится невозможным и действия человека становятся неадекватными ситуации. Усилия психолога в этом месте сфокусированы на возврате к переживанию страха и напряжения.

Но если попробовать представить переживание доверия. У меня получается только облегчение от отсутствия опасности. Явно такое переживание возникает только тогда, когда я сначала боюсь, проверяю реальность опасности и расслабляюсь от объявления отбоя всеобщей мобилизации. Однако, в такой реальности снова присутствует другой человек, который не поддается контролю. Поэтому динамически человек неизбежно перемещается от недоверия к доверию и обратно. В этом всегда много напряжения. Выход, как всегда, находится внутри. И снова важно обратиться к собственным переживаниям и ресурсам. Так, по мере работы с психологом, клиент постепенно обнаруживает все больше собственных ресурсов и необходимость контролировать другого снижается. Далее просто - снижается напряжение, жить становится легче. Итак, я делаю вывод, что изолированного "чувства" доверия не существует - это динамическая разновидность недоверия, страха связанного с действиями значимого человека. Ведь если чувство страха в этой ситуации отсутствует в принципе, то о доверии мы не вспомним никогда, оно будет неактуальным.

Теперь рассмотрю пару принятие/непринятие. Здесь я не буду повторять вышесказанное, так как мне видится та же логика, что при рассмотрении доверия/недоверия. Однако, важно подчеркнуть важное отличие от доверия/недоверия. Непринятие, собственно как и принятие - это активные действия внутреннего плана в виде мыслей, чувств или даже внешние в виде слов, физических действий. Из опыта могу сказать, что непринятие себя и других видел много и часто. Оно выражается в вербальной или физической агрессии по отношению к себе или другим людям. Принятие я видел только в виде подавления этих агрессивных проявлений или декларируемое, например, принятие незнакомых мне людей, живущих на другом континенте. Из этого делаю вывод, что принятие и непринятие динамически едины и по сути это одно переживание. Истинное принятие, к которому на самом деле стремятся люди, состоит в перемещении внимания с несовершенства себя и других людей на более интересные темы.

Про счастье/несчастье вспоминается цитата из Шопенгауэра иронично помещенная над воротами концлагеря (не помню какого): "Счастье - есть отсутствие страдания". Уточню, что сейчас я говорю об обывательском пониманием счастья, как ощущение полноты от удовлетворения всех желаний. Конечно, это невозможно. Практический выход из этой дихотомии лежит в принятии невозможности гомеостаза.

А что Вы думаете об этом?

 

 

Толстокорый Андрей