Об эротическом в терапии.

👁 21

 

     В этой статье речь пойдет о сексуализированном ( эротическом) переносе и контрпереносе. Многие психотерапевты в своей практике сталкивались с этими явлениями. Трудность ситуации заключается в том, что терапевт вынужден контейнировать сексуальные чувства клиента, перерабатывать их и использовать в реальной работе для продвижения терапии. При этом, как показывает практика, очень трудно справиться с интенсивностью и аффективностью эротического контрпереноса и избежать нарушения сексуальных границ. Об этом говорили многие известные аналитики. З. Фрейд признавал в эротическом переносе очень большую трудность для терапевта. Он писал в письме к К. Г. Юнгу: « Я подходил очень близко к нему несколько раз и с трудом избежал его».

     Имеет ли значение пол психоаналитика на характер переноса? Ряд психоаналитиков ( Р. Гринсон, О. Кернберг) говорят, что имеет и от него зависит характер переносной любви ( гетеросексуальный или гомосексуальный). Психоаналитическая практика показывает, что сексуализированный перенос все же чаще встречается у женщин к мужчинам – аналитикам ( J. Welles, E. Lester). Например, замечено О. Кернбергом, что нарциссические пациентки прилагают массу усилий для соблазнения психотерапевта и считают это своим триумфом и достижением. Клиенты-мужчины все же чаще смещают свои чувства к аналитику-женщине на другие объекты, при этом начинают чувствовать к аналитику сильную тревогу, которая появляется вслед за фантазиями сексуальной неполноценности, поскольку на аналитика проецируется образ эдипальной матери, либо их сексуальность сковывается страхом перед до-эдипальной всемогущей и поглощающей матерью ( О. Кернберг). Между клиентом и терапевтом одного пола часто проявляется эротический перенос гомосексуального характера, который инициируется скрытыми гомосексуальными влечениями клиента или имеющимися перверзиями.

     Конечно же аналитик чувствует переносные реакции в собственном контрпереносе. Поскольку реальные чувства клиента направлены на проецируемые родительские объекты ( запрещенные), то и отношения в этом случае имеют инцестуозный характер. Аналитику важно отслеживать собственные реакции, супервизироваться , проходить личную терапию для того, чтобы можно было сохранять границы и оставаться в реальности.

     Эротические фантазии так же как и сновидения клиента - это дорога в бессознательный мир человека, в мир его влечений, конфликтов и защит. И сексуальный перенос не только трудность, но и инструмент, с помощью которого терапия может продвигаться вперед.

     Каков же может быть вклад клиента и психотерапевта в контрпереносные отношения, которые возникают в терапии? Г. О. Габбард говорит, например, что этот вклад может быть рассмотрен по- разному, исходя из теоретических предпочтений. Например, классические аналитики смотрят на контрпереносное разыгрывание как проявление прошлых конфликтов и объектных отношений терапевта на ситуацию в настоящем. Последователи М. Кляйн говорят о контрпереносных чувствах как отражении того, что пациент помещает в аналитика посредством проективной идентификации. В любом случае « пациент пробуждает в аналитике латентные или вытесненные структуры, которые могут резонировать или не резонировать с тем, что проецируется».

     Итак, клиент хочет побудить аналитика к разыгрыванию своих проецируемых на него эротических( сексуальных) желаний и этому могут способствовать внутренние крючочки, « зацепки» в психике аналитика. Что это могу быть за «зацепки» ? Известный психоаналитик Габбард много работал (терапевтировал и супервизировал)с попавшими в такой капкан терапевтами. И в своих работах привел ряд примеров нескольких таких « зацепок».

     Например, сексуализированное разыгрывание может происходить, если аналитик утратил ощущение нереального ( « как если бы») характера при переносе клиента. Т. е. терапевт стал считать свои чувства выходящими за рамки терапии  влюбленностью. Эти чувства могут удовлетворить его желания быть « исключительным и единственным для пациента». Такое может происходить, когда в реальной жизни терапевт испытывает стресс, нужду, беспокойство, неудачи в личной жизни. И терапевт видит свои чувства как реальные и несвязанные с прошлыми отношениями ( не с настоящими). Это и есть эротизированный контрперенос на страстные чувства эротизированного переноса.

     Следующей « зацепкой» ( источником) может стать скрытое презрение к пациенту. Мысль: пациент не способен ни на что сам, а его может спасти только моя любовь. Это садомазохистическое возбуждение на перенос мазохистических клиентов. Р. Столлер говорил, что часто якобы беспомощные пациентки могут вызвать у аналитика –мужчины сексуальные чувства, т. к. он может воспринимать эту женщину как униженную, а себя « на коне» .

     Еще одной «зацепкой» может стать агрессивное садистическое требование сексуального удовлетворения пациента в переносе. В ответ может рождаться сексуальное возбуждение терапевта. И если у самого аналитика есть враждебность и агрессия на ряду с презрением, аналитики, как в зеркале, могут видеть себя в пациенте, идеализированный образ себя и фантазировать о слиянии. В этом случае контрпереноса именно тревога об утрате своей идентичности может усилить сопротивление терапевта слиянию, т. е. стать преградой любви.

     Если у аналитика нарциссический характер с выраженной агрессией, то возможен сексуализированный контрперенос с целью превосходства и покорения очередной вершины. Это возможно и тогда, когда у терапевта нарушенное Супер-Эго (ослабленное) и агрессивное сексуальное поведение в реальной жизни.

     В конце терапии может быть еще одна «зацепка» по мнению Габбарда. Утрата отношений с пациентом способствует развитию у аналитика скорби и активизирует мощные защиты ( сексуализация может защищать от плохих чувств). Контпереносное избегание печали ведет к сексуалицации ( возбуждению) отношений, которые, в свою очередь, могут быть защитой от любви ( лучше секс, чем любовь).

     Итак, эротизированный ( сексуализированный) перенос и контрперенос - это непростое испытание для терапевта. Безусловно здесь важное место надо отвести супервизии, т. е. появлению третьего ( в жизни в любовных отношениях « третий всегда лишний»). Габбард считает, что «эротический перенос утрачивает свою загадочность и притягательность , когда выходит на свет дня и подвергается рациональному обсуждению», происходит понимание динамики процессов.

2014-02-06
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?