В наше время перед женщиной, если она хочет развиваться, стоит двойная задача. Утвердить себя в обществе, которое по-прежнему руководствуется патриархальными представлениями; и принять свое естество, свою обесцененную феминность. Для выполнения такой задачи хорошо бы понимать, на каком этапе развития сознания находишься. Путь героя прекрасно описал Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой», но как-то сомнительно, что такая дорога подходит «слабому» полу. Да и сам Кэмпбелл сказал, что женщине не обязательно вставать на Путь, ей достаточно просто быть (Морин Мердок «Путешествие героини» стр. 16).

Итак, что же это за путь развития женского сознания?

  1. Все начинается с изначальной фазы. Она одинакова, как для мальчиков, так и для девочек. Гендерного различия для развития сознания пока не наступило. На этой стадии характерна тесная связь с матерью, практически слияние с ней. Говоря иначе, пре-эго ребенка, предтеча сознания, полностью соединено с бессознательным.  Абсолютная зависимость. Это, как сказал Нойманн «…является прообразом мистического соучастия и «удерживания эго в уроборосе»». (Эрих Нойманн «Человек и миф» 2 том. Стр. 188). Опыт принадлежности, тесного контакта крепко сидит в подкорке любого человека. Это опыт первых отношений, отношений с матерью или ее заместителем.

 

  • Следующая фаза это - фаза самосохранения. На этой стадии мальчик начинает воспринимать мать, как не похожую на него, первый опыт непохожести. У девочки эго остается связанным с материнским бессознательным и с самостью. Для нее главное это - похожесть на мать. «Я как ты». Как отметил Нойманн – здесь властвует матриархальная психология. Девочка чувствует себя частью женской группы и к проявлениям Маскулинного относится осторожно. Мужчин, особенно если они не из рода матери, воспринимает как чужаков, посторонних. Хорошо помню, как в 10-11 лет я завидовала своей старшей сестре, которая весело болтая, отправлялась в лес с нашей мамой по их общим делам. А я чувствовала себя покинутой и оставленной на попечение непонятного для меня человека, который был моим отцом.   Суть этой стадии лежит в господстве материнства.  Любое налаживание настоящего контакта между Маскулинным и Феминным, мягко говоря, не приветствуется. Отношения между матерью и дочерью заключается во взаимном отождествлении. Дочь познает себя через женскую группу. Нойманн определил такое состояние женщин как «законсервированная Самость». Оно позитивно с точки зрения сохранения жизни, но критично для развития сознания. Женщины, застрявшие в этой фазе, незрелые духовно, но часто они целостны.  Не потревоженные осознаваемыми конфликтами, они могут жить в состоянии неведения о жизни за пределами семьи, своего рода. Все предстает для них понятным и очевидным. В браке для них истинное значение имеют дети. Муж нужен для продолжения рода и сохранения его. Андрей Звягинцев в своем фильме «Елена» очень живо показал такое отношение. Следствием является беспорядок в женском взаимодействии с Маскулинным. Растет взаимное непонимание с членами семьи мужского пола и отчуждение от внутреннего мужчины. Все вместе может привести к развитию фригидности. Здесь властвует психология амазонки. Если мужчина активен, силен и самодостаточен, то его воспринимают как враждебного покорителя и похитителя. Тогда женщина переживает себя по-мазохистски страдающей.   
  •    Фаза самосохранения может длиться долго. Такое состояние обеспечивает физическое здоровое существование женщинам и их окружению. Великая Мать при этом из хорошей и защищающей становится поглощающей. 

    Надо отметить, что эта стадия завораживающе красива. Кто видел французский документальный фильм «Малыши», тот поймет о чем я говорю. Я была очарована, когда смотрела, как   естественны и  прекрасны   женщины и дети племени Химба из Намибии.

     

  • На третьей стадии возникает архетип Великого Отца.  Эрих Нойманн назвал ее Маскулинно-Уроборическая фаза. Женщина захвачена неизвестной великой силой. Этот захват она переживает как встречу с нечто необыкновенным, нуминозным. «В истории развития сознания, столкновение с безличной силой … всегда испытывает пределы эго, что можно обнаружить не только среди примитивных культур, но так же» (там же, стр. 195) у людей с развитым сознанием, например в виде мистического яркого переживания. Эго при этом покоряется превосходящему ее величию. В мифах и сказках это событие отражено, как  встреча с оплодотворяющая силой  в виде животного, птицы, стихии. Или она (сила) появляется невидимой, под покровом ночи.  Представителями ее можно назвать оргиастических богов плодородия, таких как Дионис, Вотан, Шива, Осирис. Такая встреча шокирует и, как любой сильный стресс, вызывает противоречивые чувства: страх и желание привлечь к себе эту удивительную мощь. Если удалось пересилить страх, то, чувствуя прикосновение нуминозной силы, женщины впадают в транс, испытывают эйфорию. Романтическая, «божественная» влюбленность тоже здесь. Она овладевает, покоряет. Объект любви «божественен» и прекрасен. В этих отношениях мало личного.  Маскулинное захватывает и переносит за пределы себя и тем изменяет личность. Девушка, женщина выходит из состояния «законсервированной Самости» и соприкасается с духовностью.
  •    Теперь она пленена духом Великого Отца и появляется опасность потерять себя, лишиться своей индивидуальной жизни. Женщина может играть роль «Анимы» для мужчины,  его вдохновительницы. Но если это становится привычкой, то она утрачивает свою индивидуальность. Она не знает, кто она, какой ей нужно быть, если рядом нет партнера. Морин Мердок в своей книге «Путешествие героини» пишет «Будучи юной девушкой, я видела в своем отце Бога».  (Морин Мердок «Путешествие героини» стр. 51). 

        Девочки, лишенные теплоты и ласки матери (2-я стадия не усвоилась), часто подпадают под очарование отцов, если те проявляют к ним внимание. Их называют «папины дочки».   Они рано начинают понимать, как требуется себя вести, какие роли играть, чтобы получить папино одобрение. Некоторые из них выбирают сценарий оставаться а ожидающей позиции и ждать своего суженого, который появится, сразу полюбит и будет заботиться о ней. Им необходимо добрать заботу, принятие и чувство безопасности, которые они недополучили  на 2-й стадии.

       Женщины на  Маскулинно-Уроборической стадии  любят заниматься творчеством. Дух-Отец подталкивает, вдохновляет их на проявление себя, но он же удерживает и пленяет.  Негативные последствия задержки на этой стадии то, что женщина остается инфантильной, путь индивидуации открылся, но дальнейшего развития не последовало. Она как бы «живет не по средствам», внутренне  отождествляет себя с архетипической феминной фигурой. Возникает ощущение бесплотности.  «Женщина без тени», она не чувствует свои человеческие ограничения.

       Переход на следующую стадию труден. Предыдущий переход в основном совершается под воздействием более мощной силы. А оторваться от архетипической привязанности, которая так сладка, и окунуться в трудный процесс индивидуации, за которой стоит множество неврозов и как внутренних, так и внешних конфликтов...Ну кому это захочется? Ко всему прочему, пленница этой чудесной силы теряет связь с Землей. Великая Мать воспринимает это как измену.  Она разгневана, Подробности этого перехода красиво отражены в мифе об Эросе и Психее  Апулеем в его романе «Метаморфозы». Но об этом я расскажу в следующей статье.

     

  • Патриархальная фаза. На этой стадии доминируют патриархальные ценности. Происходит психическое разделение, резкая поляризация. Сознание противопоставляется бессознательному, маскулинное - феминному. Закрепляются понятия,что маскулинное равняется сознанию, а феминное — бессознательному. Такое разделение приводит к недвусмысленному выводу, что Маскулинное=мужчине и сознанию, и Феминное= женщине и бессознательному. Эти тождества являются фундаментом патриархальной семьи и предоставляет мужчине психологическое превосходство. Все это ведет к тому, что женские черты в мужчине и мужские черты в женщине воспринимаются обществом резко негативно.
  • Факт того, что патриархальный брак сохраняется уже более 2-х тысяч лет говорит о том, что такой союз удобен, как для мужчин, так и для женщин. Четкое разделение, как внешнее, так и внутреннее на две противоположности, с ясными, понятными функциями для обоих полов помогает взаимодействию внутри брака. Феминное и Маскулинное дополняют друг друга в союзе, когда условия для этого благоприятны. Но для того, чтобы символическое отождествление происходило (мужчина=сознание, ум, а женщина=бессознательное, тело) противоположные части у мужчины - феминная часть (Анима), а у женщины - маскулинная часть (Анимус) оказываются в поле бессознательного.  Там растет напряжение тем больше, чем больше поляризуются гендерные отличия в жизни людей. Эти неосознаваемые части проецируются на представителей противоположного пола, что вызывает еще большую путаницу. К тому же, мужская часть населения, считая себя выше и умнее, удерживает женщин на сугубо женских областях, как они их представляют. Это не способствует развитию сознания у людей, лишенных права самим определять, что им подходит.  Такое сдерживание не позволяет проявиться творчеству женщин, которое присуще им в 3 фазе развития сознания.        Женщины вынуждены безоговорочно принимать свою подчиненную роль в обществе. Им трудно развиваться без помощи мужчин, ведь область сознания принадлежит мужскому. И тогда мужчины получают для себя подтверждение о своем превосходстве и о неполноценности женщин, их второстепенной роли. Это порочный круг.      Девочки воспитываются в культуре маскулинного доминирования, им прививается патриархальные ценности и обесценивание их феминности. Эти ценности не приобретены собственными усилиями, они всего лишь повторяются.    Женщина постигает истину, только пережив ее.  Мужчинам присваивается роль защитника, кормильца, наставника, это одновременно отцовские и материнские функции.  Дальнейшее развитие останавливается. Интересы женщины сводятся к сугубо личному, ее жизнь ограничена материальной сферой. Для справедливости надо отметить, что такое обесценивание Феминности приводит к подавленности Анимы у мужчин. Мужчина как бы «теряет» свою душу. Эта потеря делает его эмоционально инфантильным, неуравновешенным, зависящим от женщин в выражении своих чувств.

       Необходимо отметить, что часто патриархальный брак только внешне соответствует своему названию. Это как бы Персона союза. За этой формой скрывается различные супружеские взаимоотношения, которые отклоняются или даже прямо противоположны патриархальным. В юности я часто слышала от своей мамы. «Да, муж — голова, а жена — шея. Но кто вертит головой?».

       Нойманн отметил: «Когда огромное количество личностей развиваются в направлении индивидуации настолько, что они больше не могут подавлять «недвусмысленность» своей изначальной природы в пользу коллективного идеала, происходит кризис патриархального брака и патриархальной структуры культуры.» (Э. Нойманн «Человек и миф» 2 том стр. 208.)

       Часть «папиных дочек», их активная часть, следуют заветам отцов  и делают все, чтобы добиться хорошего положения в обществе. Они развивают в себе качества, которые всегда считались мужскими и приветствовались патриархальным обществом: прямолинейное логическое мышление, умение ставить цели и достигать их, не взирая на затраты. Они добиваются успеха, финансовой стабильности. За это им приходится   тяжко расплачиваться.    Проскочив 2-ю стадию, не взяв ресурса от Благой Матери, они стесняются  своей женственности или выставляют ее на продажу.  Как следствие — потеря части себя, без понимания, что именно  ими потеряно.

       Возникает вопрос, если все так плохо, то зачем нужна такая стадия развития сознания. Для выживания вполне годились 2 и 3 стадии. Но только на этой стадии есть возможность на индивидуальном уровне понять, прочувствовать гендерные противоположности. Познать их светлые и темные стороны. Обнаружить свои человеческие индивидуальные слабости и ограничения и изучить их, чтобы научиться компенсировать первые и учитывать вторые. Начать следовать своему индивидуальному развитию, даже если оно расходится со старым коллективным паттерном. В этом месте появляется угроза индивидуального психического заболевания — невроза, признака, указывающего на то, что современная личность следует по самостоятельному пути и ей требуется найти новые формы взаимоотношений. На  Маскулинно-Уроборическая фазе женщины лучше стали понимать свой огромный творческий потенциал  и воплощать его  экспрессивно в скульптуру, танец, пение. Но только на Патриархальной стадии есть возможность интегрировать свои инсайты и творческие открытия в повседневную жизнь.

    Если застрять на этой стадии, а такая возможность вполне реальна, то «женщина лишается своей интеллектуальной и духовной жизненной силы через проекцию своего анимуса на мужчину, в патриархальном симбиозе регрессирует к пре-патриархальной стадии психического развития» (там же стр.213) Может усилиться материнский архетип в женщине, и та полностью отождествится с ним, она регрессирует на 2-ю стадию. Другой формой регрессии может стать возврат к архетипу Отца, к 3-й стадии. При этом личные отношения со своим мужем могут быть сведены на нет, а сама женщина полностью или частично отдается всяким движениям. Она входит в какую-нибудь секту и теряется там.

     

  • Следующую, и надеюсь последнюю, фазу развития нашего женского сознания, можно назвать фаза индивидуального феминно-маскулинного партнерства. Пока эта стадия для меня в области мечты и фантазии. Поэтому говорить о ней не буду. Попробуйте представить ее сами. Может она появляется в наших снах.
  •    Эта схема развития красива. По крайней мере я ее такой вижу. И что же мешает нам спокойно, ну хотя бы относительно спокойно, переходить с одного уровня на другой? Ведь многие, кто занимаются психологией, ходят на семинары по развитию, хотят этих партнерских равных отношений. Кто откажется от ощущения своей целостности? От того, чтобы себя чувствовать самодостаточной в любом коллективе: мужском, женском, не зависимо от бытующих там паттернов? 

       Проблема в том, что мы застреваем на очередном витке разворачивающейся спирали жизни. Нам необходимо усвоить уроки каждого этапа. Попытки по-быстрому проскочить трудную стадию не позволяют осилить следующий уровень.  Краткий срок человеческой жизни затрудняет задачу полноценного прохождения всех витков этой спирали. Как хорошо было бы, если бы мы могли обстоятельно проходить каждый уровень. Имели возможность спокойно возвращаться к пройденному, чтобы добрать то, что пропустили. Увы, 200 лет жизни нам пока не дано. В этой трудной, почти неисполнимой ситуации нас выручает наша связь с другими людьми, с прошлыми поколениями. Мы можем искать в их опыте нужные для нас ответы. Получать ресурс и поддержку друг у друга. Тогда вполне вероятно, что достигнем пятой стадии и заглянем, что там дальше.

    марина мацкевич