Онейрокритика или толкование сновидений - произведение греческого автора Артемидор Далдианский, жившего в 2 веке нашей эры. Темой пяти томов было попытка упорядочить и систематизировать знания и о сновидениях и их толковании, значений сновидений в жизни человека и их смысле. Изучением сновидений и их значением занимался Сократ, Платон, Аристотель и многие другие мыслители. В Древней Греции существовали храмы - Асклепионы, в честь бога медицины Асклепия, в которых происходило лечение больных, а диагноз и способ лечения выбирался исходя из сновидений, которые они видели в стенах асклепиона.

По Сократу, сновидения выражали голос совести, которому надо было следовать. Толкование сновидений было через наводящие вопросы.

Платон полагал, что сновидения выражают запретные скрытые желания, которые проявляются во сне в искаженном виде. Данная идея послужило основой для подхода Фрейда

Аристотель полагал что сновидения - особое состояние сознания, а сновидения вызваны деактивацией определенной функции сознания.Он отвергал божественную природу сновидений.

 Артемидор Далдианский - первый кто упорядочил систему знаний о сновидении.

 

Ключевая работа психоанализа Фрейда - "Толкование сновидений". В этой работе, через сновидения, он сформулировал концепцию психического аппарата. Одна из наиболее популярных фраз для большинства психологов - "Сновидения - королевская дорога в бессознательное" -

Träume  - Via regia zum Unbewussten или сновидение – «Дорога царей» к бессознательному.

 

 В данной фразе есть ряд интересных особенностей на мой взгляд -

1 via regia

2 предлог "к"

 

1 Via regia или "царская дорога" - один из самых древнейших известных маршрутов истории, что в свою очередь может аппелировать к временной значимости бессознательного - что появление бессознательного и означало начало времени человека, факт его рождения как в истории человечества, так и в истории каждой отдельной личности. Этот маршрут пролегал из Египта через Месопотамия в Персию связывая древнейшие колыбели человечества - сознательное и бессознательное. Дорогою царей в обе стороны доставлялись важные экономические (экономическая психическая составляющая - нагрузка), культурные(желание) и военные (конфликты) товары.

В Библии эта дорога упоминается как путь по которому шел Моисей, чья роль и фигура была пересмотрена аналитически в "Человек - Моисей. Монотеистическая религия"

«…позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих. Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя. И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за неё; только ногами моими пройду, что ничего не стоит.»

 

2 На мой взгляд предлог "В" отражает проникновение внутрь как активный акт завоевания, что менее отражает суть чем, "К" который означает приближение к субъективной "истине" желания. Мы не едем помпезно  по королевской дороге на завоевание этой истины, мы всего лишь можем к ней приблизиться, ощущая ужас предстоящего открытия.

Вячеслав Гриздак