В одноимённой книге З.Фрэйд ставит во главу угла вопрос о том, какое объяснение может быть дано сущности остроумия, какую роль остроумие играет в душевной жизни человека, и какую функцию выполняет.
Издавна остроумие определяли, как ловкое умение находить сходство между несколькими вещами. По мнению иных мыслителей прошлого, остроумие - умение с поразительной быстротой связывать в одно целое несколько представлений, являющихся собственно чужеродными друг другу по своему внутреннему содержанию и связи. В античной древности остроумие классифицировали на иронию, метафоры, аллегории, пословицы, необычные истолкования, каламбуры, неожиданные умозаключения и двусмысленность.

Что же всё-таки превращает разговор в остроту? Или сама по себе мысль, выраженная в предложении, носит черты остроумия, или остроумие  кроется в способе выражения, которое мысль нашла в предложении либо в харизме автора данной мысли?
Из чего же складываются или формируются юмористические обороты? З. Фрейд выделил  некоторые понятия  и предал им более ясное разъяснение. Он выделил интересные процессы речевого сгущения с заместительным образованием. Слова являются пластичным материалом, с которым можно поступить по-разному. Двусмысленность вещественного и метафорического значения слова является обильным источником для техники остроумия. Намёк является самым употребляемым и охотнее всего применяемым приёмом остроумия, который мы обычно вплетаем в нашу речь, но при этом остроумен лишь остроумный намёк.  Сравнение также является формой выражения мысли и в том числе и остроумной мысли. 
Что интересно. Эти процессы  указывают на схожесть с образованием сновидения, в механизме которого были открыты те же процессы. Похожесть заключается в непрямом изображении, происходит такая же замена мысли сновидения символикой. Такая столь далеко идущая аналогия между приёмами остроумия и приёмами работы сна едва ли не случайна, пишет З.Фрейд. Содержание сновидения всегда может быть понятно, как  искажённое и изменённое описание определённых, логически правильных психических переживаний, которые заслуживают названия: «латентные мысли сновидения».
Остроумие экономит психическую энергию за счёт того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом, а также для полового возбуждения, пишет З.Фрейд.
Острота несёт в себе и другую функцию, либидозного характера.  Она делает возможным удовлетворение влечения, похотливого и враждебного, не смотря на стоящие на пути препятствия, она обходит препятствие, и  черпает таким образом удовольствие из ставшего недоступным источника удовольствия. Сила остроты в том, что она разными, окольными путями говорит, доносит истинный смысл до слушателя или собеседника. Высказывающийся удовлетворяет тенденцию, и это удовлетворение служит источником удовольствия, что соответствует экономной психической затрате. Весёлое настроение, эндогенно возникшее или токсически вызванное, уменьшает задерживающие силы и скрытую за ним критику делает, таким образом, вновь доступным источником удовольствия, над которым тяготеет запрет. Чрезвычайно поучительно видеть, как с подъёмом настроения уменьшаются претензии на остроумие. Расположение  духа заменяет остроумие, равно как остроумие должно стремиться  заменить собой расположение духа, в котором проявляется прежде запрещённые возможности наслаждения. Под влиянием алкоголя, взрослый человек опять превращается в ребёнка, которому доставляет удовольствие свободное распоряжение течением своих мыслей. Удовольствие проистекает от экономии психической затраты, от уменьшения гнёта критики. Это всё можно назвать способами психического облегчения, способами психической разрядки.
Шутка – вторая ступень остроумия, по мнению З.Фрейда. Она стремиться получить удовольствие, получаемое игрой, заставив замолчать вместе с тем голос критики, который не позволяет возникнуть этому чувству удовольствия. Удачная острота производит на нас совокупное впечатление приятного  без того, чтобы мы могли непосредственно различать, какая часть удовольствия проистекает из остроумной формы, а какая из меткого содержания мысли. Острота преследует и другую цель – преувеличение мысли для того, чтобы она не осталась незамеченной, и ограждение её от критики. Возбуждённый остротой психический процесс слушателя в большинстве случаев критикует психический процесс автора остроты. Итак, мотивом остроумия, шутки и остроты самой по себе является стремление получить удовольствие.
Остроумие - особое дарование или особые психические условия, которые дают место или способствуют работе остроумия. Остроумие совершенно независимо от других способностей, интеллекта, фантазии, памяти и т.п. Это способ привлечения внимания, это способ, позволяющий человеку быть  развязным и нахальным, несмотря на внутреннюю скованность и стеснительность. И никто никогда не догадается, что остряки могут быть закомплексованными людьми, да ещё и с низкой самооценкой. Остроумие в данном случае- компенсация дефекта. Остроумные люди обладают способностью мыслить ассоциативно, именно поэтому у них в голове формируется смешное сравнение или каламбур. Ассоциативное мышление свойственно людям творческим. Первое, что приходит в голову об услышанном или увиденном – это и есть ассоциация. Есть предположение, что чувство юмора это способность, которая даётся при рождении и развивается  под влиянием окружающей среды.
Формы выражения остроумия похожи на формы выражения сновидения. Мысль находит выход в зашифрованной форме. В сновидении это бессознательные тенденции и сознательные воспоминания прожитого за последнее время. Лаконичность сновидения, как и лаконичность остроумия являются процессом сгущения.
З.Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Смех – экономия психической энергии, остроумие экономит торможение, комизм экономит мышление, юмор экономит чувства. Юмор-это интеллектуальный механизм, это сублимация энергии в сферу умственной деятельности.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами