Говоря о качествах нарциссической личности, юнгианский терапевт Натан Шварц-Салант перечисляет такие черты, как:

  • Крайний эгоцентризм.
  • Неспособность к эмпатии.
  • Неспособность переносить критику.
  • Потребности в грандиозности и эксгибиционизме.
  • Воздействие на терапевта через мощные нарциссические переносы.

Для сравнения нарциссической и пограничной личности он использует в качестве критериев следующие качества:

Идеализация

Нарциссическая личность формируется в результате воздействия грандиозных родительских ожиданий, в том числе посылаемых бессознательно. Одновременно она получает мощное противоречивое послание зависти, что заставляет ее формировать внутренний защитный барьер от таких атак. Чаще всего этого приводит к нереализованности, неудачам в социальной и личной жизни и самопреследованию. Такой человек часто берется за все подряд, но ничего не может толком освоить.

Пограничная личность не обладает столь выраженными защитными способностями. Она использует идеализацию, чтобы скрыть негативные собственные качества, расщепляя себя. Другой целью идеализации является стремление контролировать других: идеализируя их, она ожидает получить идеализированное отношение в ответ.

Пограничный пациент сравнительно менее стабилен, он способен ощущать к одному и тому же человеку попеременно сильную ненависть или идеализировать его.

Если в нарциссическая идеализация переживается в контрпереносе как некое приятное «высокое» чувство, то при работе с пограничным пациентом идеализация ощущается как чувство опасности, порождающее бессилие и желание защититься.

Идеализация пограничного пациента сплавлена с яростью, направленной на родительские фигуры, которые не смогли соответствовать идеальным проекциям ребенка. Идеализация пограничника требовательна и грандиозна.

Эксгибиционизм и мошенничество

По определению Шварц-Саланта, эксгибиционизм есть «акт, при котором самость при содействии эго демонстрирует в полноте свой экспрессии символику целостности у человека» . Эксгибиционизм является жизненно важным аспектом индивидуации. В патологических формах его архетипические энергии слиты с эго, что приводит к его инфляции. В бытовом понимании это можно проиллюстрировать как ничем не подкрепленные идеи о собственной грандиозности, о неких совершенно уникальных способностях и т.д.

Нарциссическая личность обладает большей способностью к контролю архетипических эксгибиционистских энергий, нежели пограничная, которая считает, что показать настоящего себя – значит, стать более уязвимым. Это связано с тем, что его детский эксгибиционизм наталкивался на отвержение со стороны родителей. Пограничная личность более открыта архетипическим энергиям, нежели нарциссическая, отделяемая нарциссической защитой.

Пограничный пациент склонен к эмоциональному затоплению, архетипические энергии он считает опасными и страшится их высвобождения. За этим также скрывается глубокая проблема отсутствия аутентичной самости. В результате любые пугающие чувства отщепляются и констеллируются в других через механизм проективной идентификации. Т.е. пограничник специально подбирает окружение для проявления скрытых черт своей личности, более того, в отношениях неосознанно побуждает других поступать с ними именно таким образом – например, отвергать, критиковать.

Отношение к прошлому опыту

Пограничный пациент воспринимает эмпатические неудачи аналитика как игнорирование и безжалостность, в результате сам становится безжалостным, он способен аннулировать отношения вместе с отрицанием их истории, сводя на нет предыдущую терапевтическую проработку.

Нарциссический пациент имеет смутное ощущение собственной личной истории, может повторять одни и те же эпизоды.

Пограничная личность, хотя и может иметь более четкое ощущение личной истории, но способна полностью разрушать ее.

На нарциссическую личность давит ее потенциал, которым восхищались и завидовали родители, а пограничную личность терзают аффекты и неуверенность при совершении простых действий наподобие устройства на новую работу или экзамена.

Нарциссическая личность использует людей с целью удовлетворения собственных потребностей, а пограничная бросается в крайности от идеализации до обесценивания и отвращения.

 Такие колебания, по мнению Шварц-Саланта, являются защитой от непереносимой боли, которую пограничник испытывает, встречаясь с реальностью и собственной душой. В отличие от нарциссической личности, не страдающей от отчаяния, пограничный пациент испытывает отчаяние и способен соприкоснуться с собственной душой

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами