Отношение к себе: заботиться или бороться?

Борись с собой или ничего не делай?
Я часто слышу о двух принципиальных точках зрения об отношении к себе: либо борись с собой, либо – делай, что хочешь. В каждом из них, если разобраться, есть что-то привлекательное и что-то отталкивающее. Но действительно ли нужно выбирать, какой вариант назвать «хорошим» для себя? Посмотрим на это глубже...

Победа над собой
Привычка быть строгим и критичным к себе, держать себя в узде, контролировать эмоции, наказывать и заставлять себя, желанный итог при этом – «победа над собой». Это то, чем нужно гордится и чему радоваться. В этом подходе есть нацеленность на высокие достижения, стремление к прекрасным идеалам, большим вершинам. И тогда, вся жизнь восприни[/url]мается, как лестница – ты либо поднимаешься по ней, либо теряешь драгоценное время, простаивая на месте или – о ужас – катясь вниз.


Однако, учитывая, философию этого подхода, все твои чувства и желания проходят довольно жесткий ценз. Чувствовать и хотеть можно не все. Ну и, конечно, одни чувства и желания лучше, чем другие. Например, хорошо хотеть роста, новой должности в работе, плохо хотеть ради стабильности и безопасности оставаться на том же месте. В частности, практически самым важным ориентиром становятся гордость и стыд, т.е. можно ли гордиться тем, что ты делаешь или же стоит стыдиться этого. Даже не то, доставляет ли тебе это удовольствие и радость. И уж, конечно, не важно (особенно для твоего успеха) злишься ли ты на что-то, когда делаешь это, боишься ли чего-то, грустно ли тебе и т.д.

А еще, в этой модели поведения счастье или хотя бы простая удовлетворенность практически недостижимы, так как приложенных усилий всегда недостаточно. Если жизнь – лестница, перед тобой всегда будут ступени выше той, что занимаешь ты. И ты, в итоге, нервный и задерганный суровой самокритикой, неудовлетворенный и недовольный собой - всегда.
 
Отдаться на волю своим желаниям
Противоположный способ проведения, обычно, представляют как «следование своим желаниям». Звучит здорово, особенно на фоне явного ущемления таковых в предыдущей модели поведения. Однако, здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами.
Первая – не так-то просто определить, чего же, действительно, хочется, а что – кажется, что хочется, тогда как на самом деле, это лишь стереотипы, привнесенные мнения или вовсе – чужие желания.
Вторая проблема – почему-то при таком подходе начинает уменьшаться роль сознательного принятия решений. Как будто некие «внутренние силы», «бессознательные процессы» должны осуществлять выбор, что делать, а что – нет. И какая же роль тогда остается сознанию, твоему собственному Я?
В результате, ты вроде и пресыщенный (потакая каждой прихоти), а вроде - опять же неудовлетворенный и недовольный собой, не получающий искреннего удовольствия ни от чего. И чувствующий, что ты не в силах изменить такое устройство жизни, ведь в этой модели любые усилия бессмысленны и ни на что не влияют.
 

В итоге, и та и другая модель поведения выглядят довольно разрушительно. И там, и там есть что-то не то. И там, и там я что-то пропускаю. И там, и там я руководствуюсь концепцией, а не реальностью.  И там, и там я не опираюсь на себя, не доверяю себе. Ведь либо я решаю, что без "крепкой руки" я буду только катиться вниз, либо, что от моего сознательного выбора ничего не зависит - все решат неведомые мне силы подсознания или жизненных обстоятельств.
 
Зачем заставлять себя
Заставляя и принуждая себя к чему-то "хорошему" и "полезному" люди, обычно, исходят из предпосылки, что без пинка, сам человек ничего такого не захочет и не станет делать, будет только утопать в лени, опускаться и всячески морально разлагаться. И тогда, конечно, страшно ослабить хватку, кажется, что жесткие требования к себе защищают тебя. Однако, для того, чтобы махнуть на себя рукой или удариться в саморазрушение, как правило, нужно не «позволить себе расслабиться», а не уметь определять или долго игнорировать свои важные желания и потребности.
 
Мудрая психика
Надо признать, что психика - очень рационально и мудро устроена, и все, что она делает - имеет свои причины.
Мудрая психика всегда старается выбрать наилучший вариант из доступных. Доступных, учитывая энергетические ресурсы (как много сил у человека), настроение, прошлый опыт, воспитание, культурный контекст, окружение и т.д. И, кстати, «лучшесть» она оценивает исходя из ваших нынешних ценностей и приоритетов.
А значит, у психики всегда есть и свои уважительные причины для сопротивления переменам, для нежелания что-то делать, для промедления и откладывания. Мы же привыкли отмахиваться от всего этого: "это всего лишь лень, с ней надо бороться". Реально же за этим может стоять неготовность, отсутствие значимой цели, страх ошибки, ощущение необъятности или бессмысленности работы, нехватка сил и т.д. Всегда что-то осмысленное.

Роль сознания
Однако, это не повод плыть по течению, сознательно не участвуя в происходящем, позволяя себе без конца лежать на диване или с головой уходя от реальности в компьютерные игры. Сознание ведь тоже часть психики и у него есть немалая сила влияния. Чем больше вы осознаете, чем более вы: 1) внимательны к происходящему, 2) к собственным чувствам, и 3) к самому моменту принятия решения (и его механизму, т.е. как именно вы принимаете решение), 4) к имеющимся при этом ресурсах, тем легче оно вам может даваться. И тем больше у вас сил и возможностей справляться даже со сложными решениями. Тем меньше необходимости в прокрастинации (откладывании дел) и других "автоматических" или защитных механизмах психики.
У меня есть хорошая аналогия. Представьте себе, что сознание - это босс большой корпорации. Чем лучше он осведомлен о происходящем в компании и за ее пределами, чем лучше он учитывает потребности и возможности разных отделов и даже конкретных работников, чем точнее он информирован о происходящем на рынке и в смежных областях, тем эффективнее работает вся компания в целом.
Короче, важно и получать полную информацию, и совершать собственный выбор, принимать решения на ее основе
.

Что ценного в зоне комфорта
Наверняка вам знаком уже ставший типичным взгляд: чтобы достичь желаемого, обязательно нужно выйти из зоны комфорта. Все что тебе нужно находится там, где тебя нет, куда ты не осмеливаешься заглянуть.
Но: есть и другой взгляд. Все, что тебе нужно сейчас, у тебя уже есть. В тебе не появятся вопросы и желания, на которые ты не можешь получить ответ или к которому ты не можешь предпринять какие-либо шаги сейчас. Как минимум потому, что твои потребности и ощущения определяются контекстом твоего настоящего - где ты и с кем, в каком ты состоянии, какой у тебя опыт на данный момент, как ты воспринимаешь свое прошлое сейчас, как ты оцениваешь ситуацию и т.п.

А ещё это прекрасно объясняет Маслоу с помощью всем известной пирамиды потребностей. На первом ее уровне находятся витальные, то есть обеспечивающие жизнь потребности (еда, сон, секс и т.п.), выше - потребность в безопасности, еще выше - в принадлежности к группе, дальше - потребность в уважении и самоуважении и, наконец, на самом верху - потребность в самоактуализации (самореализации). Самое важное правило этой пирамиды - пока не удовлетворён первый уровень - тебе не доступен второй. Пока ты не удовлетворил запросы потребностей первого уровня – вопросы второго кажутся тебе не такими существенными, это тебе ещё не нужно. Ну о какой "любимой работе" можно говорить, если тебе реально нечего есть? Ты будешь тратить все усилия на поиск еды, а не "дела, которое по-настоящему реализует тебя".

Так что, зона комфорта, базовой безопасности просто необходима, чтобы у тебя была возможность рисковать. Ведь именно в этой зоне ты можешь восстановиться, накопить сил, отдохнуть и подготовиться. А еще, решить, чего хочется на следующем шаге.

Можно выделить два вида риска: "мне уже нечего терять" или "у меня достаточно сил сейчас, чтобы встретиться с чем-то новым (неопределенным и неизвестным)". Они отличаются тем, что направляет, руководит человеком - в первом случае это отчаяние, безысходность, во втором - интерес, стремление к новому, желание развития. Лично мне симпатичнее второй вариант. Какой-то он более обнадеживающий и перспективный.

 
Да, конечно, в жизни не избежать неприятных переживаний, но у человека должны быть силы с ними справляться. И как раз выполнение желаний, забота, внимание и уважение к себе способны эти силы дать. Сравните между собой моменты, когда вы делаете что-то, потому что должны и когда вы чем-то вдохновлены.
Если вы принуждаете себя, то вы все время находитесь под прицелом оценки (делаешь - хорошо, не делаешь - плохо; делать нужно определенным образом). Под влиянием вдохновения, по сути, что бы вы ни сделали - хорошо. Таким образом, у вас появляется право на ошибку - легко экспериментировать, зная, что можно быть любым (это не будет осуждено или оценено; оценка для вас не самый главный критерий), это своего рода игра. В жёстких рамках правильного и неправильного нет места экспериментам. Вдохновение тоже предполагает риск - вы делаете то, чего не делали раньше, заглядываете в зону неизвестного и неожиданного, решаетесь.
 
Что делать?

  • Будьте внимательны к себе. Наблюдайте, что приносит вам удовлетворение, радость, прилив сил. Что истощает вас и от чего вы устаете и, наоборот, что помогает вам восстанавливаться после тяжелого дня или напряженной работы?
  • Позволяйте себе отдыхать. Заботьтесь о себе - пусть это будет любая забота: от сна нормальной для вас продолжительности, вкусной еды, посещения сеансов массажа до чтения интересных вам книг и общения с приятными вам людьми.
  • Подарите себе возможность играть. Баловаться, дурачиться и быть разным. 
  • А еще: чувствовать разные эмоции. Не только "хорошие" и "положительные", а любые. Позвольте себе иногда быть уставшим, злым, грустным, разочарованным и ворчливым. Опять же, это не значит, что нужно выплескивать эти эмоции на окружающих, как только они (эмоции или окружающие) к вам пришли. Это значит позволить себе именно переживать эти эмоции, ощущать их. Ведь именно они могут помочь сориентироваться, чего же вам хочется. А уж как вы решите выражать их, и, вообще, станете ли это делать - ваш выбор.
  • Замечайте, когда вам хочется быть жестким (или даже жестоким) по отношению к себе - попробуйте поймать, с чем связаны эти моменты? Какое действие они на вас оказывают? Попробуйте увидеть это с разных сторон - и с точки зрения того, ради чего вы хотите это сделать (почти всегда ведь это происходит с благими намерениями), и с точки зрения того, чем вы за это расплачиваетесь, какие "побочные" действия это оказывает. Это позволит вам сделать такие моменты более осознанными, ясными, они перестанут происходить как бы сами собой. А может даже выяснится что-нибудь интересное. И никто не запрещает вам иногда проявлять жесткость по отношению к себе. Но осознанную, взвешенную.
  • Замечайте, когда вам хочется устраниться от принятия решения и пустить все на волю обстоятельств, ситуации. Наблюдайте, как это происходит, что этому способствует. А дальше уже принимайте решение - может, в одном случае, вы решите плыть по течению, а в другом - нет. Опять же, идея не в том, что хорошо никогда не плыть по течению, а в том, что это происходит иначе, если происходит осознанно (с учетом и логических аргументов, и ваших чувств в этой ситуации).
  • Обратите внимание, в какие моменты вас посещает вдохновение? Не обязательно традиционное, творческое, когда тянет писать стихи или картины. Я говорю, скорее, о вдохновении в более широком смысле - как о любой деятельности, которую вы готовы делать с увлечением, искренним ажиотажем, приливом сил, интересом, внутренней твердостью, готовностью идти вперед. В какой обстановке, настроении, среди каких людей или в каком деле с вами это случается чаще всего?
  • Ну и, наконец, если вы полностью запутались, чувствуете, что мечетесь из крайности в крайность и не можете найти выхода и разобраться в происходящем – обратитесь к психологу, пусть это станет для вас формой заботы о себе.

 

2016-05-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?