Отношения «дочки-матери» через призму киноискусства

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать (с) Хайм Вейцман

Идея написать эту статью возникла после того, как я увидела комментарий к фильму «Приходи на меня посмотреть…», созданному по мотив пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Комментарий был такой: «…Трогательная история.Сказка о чуде! И так хочется, чтобы она случилась в жизни каждого».
Именно он заставил меня посмотреть на фильм по-другому, и я делюсь своими мыслями.
Этот фильм - трогательной история об отношениях между матерью и дочерью, в которых не произошло то, что позволяет каждой почувствовать себя отдельной от другого, сохранив ощущение близости и свободы одновременно. Отношений, в которых нет пространства для личных чувств, желаний, фантазии, нет места для создания своего мира. В этой истории показано, как монотонна и малоинтересна жизнь двух женщин, пророщенных всей своей сущностью друг в друга.
В какие-то моменты становится ясным, что дочь является продолжением истории мамы, ее функцией. Она по-прежнему и уже много лет (фактически - всю свою жизнь) делает для мамы все, служит удовлетворением ее потребностей и старается ничем не потревожить ее здоровье ни физическое, ни душевное. Даже исполняя одноименный романс, дочь лишь играет роль аккомпанемента, а мы слышим ярко выраженный голос матери.
И так во всем. В квартире нет ничего, что могло бы напоминать о присутствии дочери: там все предметы являются историей жизни мамы – ее прошлого и настоящего. Все, что принадлежит дочери, спрятано в коробках.
Характерен эпизод, где Татьяна [дочь] достает свои вещи, наряды – они как воспоминания о былом, где теплилась хоть какая-то надежда на создание собственного счастья, – действие сопровождается падением героини, болью. Как много сказано в этом эпизоде! Должно что-то произойти, нужно самой пройти через внутреннюю боль, разрушение, чтоб позволить своему желанию осуществится.
Даже семейные драгоценности мать передает сразу внучке, минуя очередность наследования, символически сообщая: тебя здесь нет, ты что-то промежуточное, диффузное, не целое.
Случайно оказавшийся мужчина и вымышленная внучка появляются как образы нереализованных желаний дочери. Только в фантазиях и мечтах она могла жить так, как хотела.
Удивительно, что сложившаяся ситуация в фильме воспринимается как нечто само собою разумеющееся, мы словно не замечаем ни душевных страданий, ни агрессии. Все видится через кружевную вуаль, которая создает аллюр изысканности, трогательности.
Вся квартира наполнена вымышленным миром книжных романов, который не позволяет осуществиться реальности. Это токсичное слияние постепенно разрушает каждого по отдельности. На протяжении всей картины в дверь звонят, и каждый раз за ней нет никого. Звонки – как напоминание, знаки об ускользающей возможности.
Чудо начинает происходить после эпизода с кожурой от банана. Падение, боль и слезы… через них начинает что-то новое входить в привычную серую мглу жизненного пространства.
Татьяна [дочь] позволяет появиться собственному чувству агрессии, внешне выраженному к смещенному объекту – подруге Игоря [героя О. Янковского]. Однако это чувство адресовано к собственной матери, у которой имелся тот опыт отношений, которого была лишена Татьяна – опыт отношений с мужчиной, опыта взрослой любви, семьи, возможность материнства. У героини появляется желание что-то изменить, нарушить привычность проживания чужих желаний, почувствовать значимость себя.
Как прекрасно в этом фильме показано то, что так сложно обнаружить многим в своей реальной жизни! Сила искусства велика тем, что способна пробудить в нас размышление над собственной своей жизнью. Ведь как удивительно все начинает меняться у главных героев, как много жизни появляется в каждом из них и в их общем мире. Как меняются их лица, настроение, отношение к себе и к окружению.
Именно сейчас я поняла о каком чуде говорил зритель. Чудо – это когда мы можем, собрав все свои последние силы, сделать шаг вперед к своему желанию. Как героиня в фильме, которая с невероятными усилиями заставляет себя встать из инвалидного кресла и вернуть себе способность двигаться, а значит, жить.

2016-12-31
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?