«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31)

В привычном для нас понимании, альтруизмом принято считать бескорыстную заботу о благе других, полную отдачу себя ради кого-то или чего-то. Одним из известных примеров абсолютного альтруизма является знаменитая Мать Тереза.

Безусловно, подобное поведение похвально и заслуживает уважения. Потому что именно альтруисты, пожалуй, как никто другой способны демонстрировать исключительные заботу и терпение по отношению к другим, при этом посвящая им практически все свое время. А из наиболее ярко выраженных, присущих альтруистам способностей, называемых в Позитивной психотерапии актуальными, можно выделить: усердие, обязательность, послушание и верность.

Однако не следует забывать, что иногда альтруизм может принимать крайние формы. Например, он может быть гиперпроявленным, почти фанатичным, когда человек полностью забывает о себе и о самых элементарных потребностях, всецело посвящая себя заботе о других. И тогда же актуальные способности в своем проявлении также могут оказаться гиперпроявленными, что тоже не всегда хорошо.

Иногда подобный альтруистический фанатизм выливается в ситуации, когда человек начинает стараться помочь даже тогда, когда его об этом не просили. Соответственно, результат рискует стать прямо противоположным — в ответ он может получить лишь недовольство и упреки.

Бывают также случаи, когда человек вроде бы делает что-то ради других, но радости, подобно той, которая присуща истинным альтруистам, он от этого не испытывает. Это может служить сигналом того, что подсознательно человек все же ожидает какую-то благодарность за свою помощь.

Соответственно, не получая ее, человек попадает в ситуацию конфликта, который в Позитивной психотерапии называется Актуальным. Он возникает в ситуациях, когда ожидания не совпадают с реальностью.

Разрешение этого конфликта может происходить двумя возможными путями:
а) посредством прямоты, когда потребности/ожидания озвучиваются напрямую; 
б) посредством учтивости, когда все эмоции и переживания остаются невысказанными и «загнанными» глубоко внутрь.

Наиболее экологичным мне видится первый вариант решения — посредством прямоты. Но лишь в том случае, если человек умеет высказываться конструктивно, чтобы своей излишней прямотой не спровоцировать еще больший конфликт. Учтивость же, наоборот, иногда может вредить, т.к. подавленные эмоции и переживания, будучи «загнанными» внутрь, то и дело возвращаются и заставляют человека снова и снова прокручивать в голове неприятные мысли, каждый раз проживая их достаточно интенсивно.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо уметь определять свои истинные потребности и мотивы. Для этого можно задавать себе контрольные вопросы, как то: — Что именно я делаю и для чего? — Чего я ожидаю от других? — Приносит ли мне удовольствие то, что я делаю? — Если нет, что нужно предпринять, чтобы это исправить?

Если даже ответы найдутся не сразу, то хотя бы появится небольшая пауза для размышления и правильной расстановки приоритетов. Возвращаясь к эпиграфу этой статьи, мне бы хотелось напомнить, что следование библейскому принципу, безусловно, само по себе хорошо и правильно. Но беда в том, что некоторые люди не всегда верно его трактуют. В итоге получается, что забота об окружающих происходит в ущерб любви к себе. А ведь написано «возлюби ближнего, КАК самого себя». Следовательно, человек не сможет любить других, пока к самому себе он относится с недостаточной заботой, нежностью и любовью.

Любите себя и других и будьте счастливы!

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами