В психологии до сих пор нет единства мнений, что значит быть целостной личностью, и вообще можно ли ей быть. Многие представители профессии: от гештальтпсихологов до Виктора Франкла и Карла Роджерса видели в личности единство и сознательность. Каждый может делать выбор и претворять его в своей жизни. Множество возможностей в каждом миге бытия открыты силе воли и разума - проводникам на пути самоактуализации. Смысл, свобода, ответственность, выбор - набор понятий, которые действительно способны менять жизнь к лучшему, если им следовать практически.

Но кто, или что будет им следовать: сознание или бессознательное, одна субличность или десятая? Многим психологам такая мысль пришлась бы не по душе. Но что делать, клиническая практика доказывает, что, например, при расстройстве множественной личности драматичным образом меняется все поведение и самовосприятие человека. При этом расстройстве в одном человеке живут несколько личностей (альтер-личностей определяли вплоть до 18), которые часто не знают друг о друге. Во время смены одной альтер-личности на другую внешний облик и поведение человека могут кардинально меняться: голос, мимика, движения тела. Даже симптомы болезней могут быть разными: одна субличность болеет астмой, а другая - гипертонией, в подобных случаях физиология подстраивается под психику. Таким образом получается, что само сознание разделено на несколько потоков. Один поток сознания может быть отделен от другого амнезией. Эти потоки текут параллельно и последовательно. Параллельный поток есть практически всегда и у всех. Если хирургически иссечь мозолистое тело, соединяющее два полушария головного мозга, то каждое из них будет жить своей жизнью, например, при некоторых особенностях восприятия левая рука будет действовать независимо от правой. Массовая культура иногда улавливает подобную двойственность личности. Бывает много противоречивых чувств в одном человеке по отношению к другому: «...люблю и ненавижу, ведь ты - мой наполовину...»

Классик американской психологии Уильям Джеймс говорил: «вероятно, психика представляет конфедерацию психических сущностей».

Действенность гипноза объясняется воздействием на второй поток - бессознательный. Именно с открытий в XVIII веке месмеристов (первых гипнотизеров) началось исследование «двойного дна» личности. Маркиз де Пюисегюр проводил эксперименты с месмерическими пассами. Один из его испытуемых пастух Виктор в сомнамбулизме совершенно менялся: в обычной жизни он был тихий и робкий, в то время как в гипнотическом состоянии вел себя дерзко, как ровня маркизу, а не его слуга, говорил о себе в третьем лице, его интеллектуальные способности возрастали. После выхода из гипнотического состояния Виктор ничего не помнил о своих действиях в сомнамбулизме.

Однако второй, поток бессознательного, проявляет себя не только в гипнотическом состоянии, но и в других явлениях: состояниях одержимости, переживаниях выхода из тела, медиумических трансах, фантазиях и грезах, «выпадениях» из разговора, дорожном трансе.

За ними находится то, что Карл Густав Юнг назвал психологическими комплексами - отщепленными от сознания содержаниями. Они представляют собой фрагменты личности. Не столько мы обладаем комплексами, сколько они владеют нами. Они могут вызвать першение в горле в момент напряженной тишины во время пьесы, принуждают забыть имя человека, которого собираемся кому-то представить, заставляют опоздавшего, крадущегося на цыпочках, что-нибудь с грохотом уронить на пути к своему месту.

Таким образом, у комплексов есть свои отличительные признаки:

  • Они автономны и ведут собственную ночную жизнь, не освещенную светом сознания.
  • Волевое регулирование собственного поведения затруднено. Комплексы - это не то, что сдерживает личность от активных действий, но нечто находящееся вне саморегуляции. Они  могут быть весьма разрушительны для человека и его семьи.
  • Навязчивое мышление, импульсивные действия суть частые проявления комплексов. Конфликт, не выходящий из мыслей, импульсивное переедание, алкоголизм, панические атаки, иррациональные страхи обусловлены подсознательными динамическими силами.
  • Комплекс всегда эмоционально окрашен. Обычно аффект сильный. В подобные моменты происходит «снижение уровня сознания», чувства рулят разумом. После всплеска эмоций человек сожалеет о сказанном или совершенном.
  • Образ психической ситуации часто противоречит сознательным установкам личности. Например, состояние одержимости у правоверного прихожанина, которое пытаются убрать с помощью обряда экзорцизма. В подобных случаях складывается впечатление, что в человека кто-то вселился. Однако кадилом невозможно загнать отколовшуюся часть личности в пространство благочестия.
  • Комплексы могут говорить как о подавляемых сознанием, но безвредных установках, так и о патологических состояниях личности. Пока свет сознания и внутреннего принятия не коснется их, комплексы не могут быть интегрированы в личность. В таком случае целостность будет недостижимой.

    Вместе с тем целостность личности всегда желательна. При расстройстве множественной личности психотерапия занимает многие годы. Психотерапевт, работающий с таким расстройством, обращаясь к той или иной альтер-личности, всегда подразумевает, что личность едина. Иногда требуются длительные переговоры между всеми альтер-личностями, распределение ответственности и обязательств во имя единства. То же самое можно сказать о нормальном спектре переживаний. С помощью честной рефлексии, мужества встретить свою тень (тени) начинается процесс познания себя, о чем хорошо знали в античности: Nosce te ipsum.

     


    Портал «Клуб Здорового Сознания»
    2015 - 2024


    Карта сайта

    Email:
    Связаться с нами