Живёт человек себе живёт, на работу ходит, с друзьями встречается, кушает вкусно, в общем, нормально вроде чувствует себя, как вдруг… Словно что-то щёлкает в голове, и он начинает «загоняться». Чьё-то слово или поступок, картинка в сети, новость о старом приятеле да или даже погода оказываются пусковым механизмом для серии самоуничижительных мыслей о самом себе, беспрестанно играющих в голове как унылая шарманка. И вот уже ни до друзей, ни до работы, отстаньте все, дайте разобраться с этой тошнотной музыкой.

Иногда с такими мыслями приходят клиенты. Мужчины обычно «любят» себя поуничтожать в связи с недостаточными успехами в карьере, женщины – ввиду неудовлетворительных отношений мужчинами.

С Еленой (имя изменено) 26-ти лет мы работали над вопросом её неуверенности в себе из-за неприятия своей внешности.

Привожу примерный диалог, который у меня состоялся с женщиной на одной из сессий.

- Хочу перестать смешивать себя с дерьмом! Каждый раз, когда в компании встречаю одну свою подружку с мужем, начинаю чувствовать себя неполноценной. Подружка очень красивая, у неё замечательная фигура, и она остра на язык, а я… Я вдруг ясно понимаю, что я страшная и глупая, и у меня совсем нет никаких качеств, чтобы хоть как-то выбраться из своего положения. У меня есть ощущение, что мне уже ничего не поможет. Мы встретились с этой парочкой на выходных, а я до сих пор никакая, не хочу никого видеть, нахамила коллеге и отказалась встретиться с другом. У меня такое чувство, что мужчины издеваются надо мной, когда проявляют внимание, хотят только обнадёжить и потом бросить. Как можно любить такую, как я? Я ужасна, и с этим ничего нельзя поделать.

Елена плакала, казалось, она находилась в глубоком отчаянии. Сильная эмоция указывала на комплекс, а не на норму. И поскольку запрос был озвучен весьма конкретно, я предложила Елене отделить себя от того самого «дерьма», с которым она, по её словам, себя смешивала.

Я дала женщине пластилин и инструкцию:

- Вылепите то дерьмо, которое мешает вам чувствовать себя полноценной.

Женщина тут же схватилась за кусок пластилина синего цвета:

- Я леплю рога, это будет что-то ужасное, чёрт или какое-то исчадие ада, потому что сейчас я как раз в этом аду.

Женщина работала быстро и резко, через мгновение появилась такая фигура.

- Меня пугает это существо, оно зловещее, оно говорит мне, что я никчёмная и заманивает меня в ад собственных мыслей.

- Какие ещё есть ассоциации?

- Хаха, – улыбнулась Елена. – Вообще, когда я слепила рога и ещё не было лица, я подумала, что это похоже на платье с откровенным декольте. На красивой женской фигуре. Но у меня-то не такая.

- Не такая?

- Нет. Вот этот Чёрт смотрит и говорит, чтоб посмотрела на себя, как я себя запустила. Ругает меня. Меня никто не ругает, подружки говорят, что я ничего, обманывают меня. Вообще, я бы хотела быть постройнее, носить подобные платья.

- Что хорошего тебе даёт Чёрт своей руганью?

- Правду даёт, но, наверное, ещё намекает, что у меня талия всё-таки ещё есть. Может, попробовать сменить внешний вид? А то я всё в джинсах да в кроссовках. Может, платья поносить, - Елена призадумалась.

Она взяла пластилин и со словами «сейчас» изменила фигурку. С обратной стороны Чёрт стал платьем с красными розами.

- Так он мне нравится больше и уже не такой злой! Наверное, он такой злой был, потому что у него платья не было.

Елена мягко разулыбалась.

- Цвет, правда, не мой. А можно мне отдельно платье слепить?

Такая решительная прежде женщина вдруг решила спросить, что ей делать. Когда она начала работу над новым платьем,  движения её перестали быть такими резкими, как прежде.

Она выбрала белый цвет и стала мять в руках пластилин, аккуратно вытягивая рога-лямочки, я видела, как теперь она начала оформлять платью груди.

- Вы знаете, - сказала Елена спокойно, - а это теперь не платье, а белая кошечка, а мне на мгновение показалось, что она даже заурчала. 

Остаток сессии Елена делилась со мной приятными воспоминаниями. Белая кошечка напомнила ей о детстве в деревне, когда она ещё бегала в цветастых платьях и с большим удовольствием играла с мальчишками. Она вновь ощущала ту беззаботность, с которой когда-то погружалась в отношения с противоположным полом, и любовь к своим ножкам, едва прикрытым подолом платья.

 

******************

 

Итак, работая с самооценкой, мы часто сталкиваемся с частью личности, которую условно можно назвать Критиком. Иной раз власть Критика над Я клиента такова, что человек оказывается не в состоянии отделить реального себя от негативного образа себя, который формируется под действием этого внутреннего объекта.

На мой взгляд, использование пластилина является одним из наиболее удачных вариантов работы с подобной проблематикой, поскольку позволяет клиенту отделить Я от части Я, прочувствовав психологическое отделение как реальность. К тому же, работа с пластилином невольно относит к переживаниям детства, вскрывая детские комплексы и/или активизируя ресурсную энергию творчества. Ещё плюс: в символическом, бессознательном поле решения находятся, как правило, быстрее, нежели в логическом, сознательном.

 

Методика работы с пластилином при повышении самооценки:

1)    Найти и отделить от Я клиента ту часть личности, которая выступает в роли критика. Клиенту предлагается вылепить фигуру критика из пластилина.

2)    «Прожить» критикующий образ. Клиент рассказывает о чувствах и ассоциациях, вызываемых образом, психолог помогает исследованию образа вопросами, отражает и контейнирует сильные эмоции клиента.

3)    Трансформировать образ внутреннего критика. Психолог ожидает спонтанной трансформации, которая обычно происходит по мере исследования клиентом образа, или же формулирует вопросы, помогающие клиенту познать позитивное значение внутреннего критика и/или потребности личности, на которые он указывает.

4)    Создать результат трансформации. Клиент меняет первоначальный образ критика, оформляя пластилиновую фигуру иначе или создавая новые фигуры. Возможен вариант, когда фигура остаётся в прежнем виде, если клиенту она стала приносить приятные чувства.

 

Основным исцеляющим фактором при использовании этой пластилиновой техники является безопасное пространство отношений психолога и клиента, в котором возможно «проживание» клиентом его внутренних образов и постижение их смыслов.

Хорошо, если психолог знаком с символикой и может анализировать получившиеся образы. Эти знания полезны для самого специалиста, поскольку позволяют лучше понять глубину и суть проблематики клиента. Размышлениями о символике следует делиться с клиентами осторожно и тогда, когда это терапевтически оправданно. Сухие интерпретации, выдаваемые клиенту психологом, почти всегда оказываются избыточными или даже вредными.

Образы, созданные Еленой, к примеру, рассказали мне о достаточно глубокой травме, блокирующей женственность. Чёрт – архетипический образ, связанный с внутренними защитными силами психики, отвечающими за расщепление. На расщепление указывает и двойственность вылепленной фигуры. На одном полюсе её – ругающийся Чёрт, который «смешивает с дерьмом», на другом – женский образ, платье, которое по мере исследования обрастает красными розами, классическими символами любви, страсти, энергии.  Получается, тенденция губить себя негативными мыслями является защитной для развития женственности.

При работе с образами подобные задачки решаются довольно быстро, в случае с Еленой это было моментально. Женщине тут же пришла идея создать новый образ, который привёл её к ресурсным эмоциональным переживаниям. Белая кошечка имела индивидуальное значение для клиентки, поскольку напомнила ей о детстве, где она ещё любила себя и своё тело, была открыта миру. Меня же кошечка связала с представлениями о женской мягкости и гибкости, грации и изяществе; белый цвет намекнул на начало нового, чистый лист, на котором можно нарисовать новую историю жизни. Думаю, с этой сессии она для Елены и началась.

В завершение статьи обращу внимание, что работа с образами прежде всего происходит в бессознательном поле отношений клиент-психолог. Чудо случается, когда психолог сам открыт своему внутреннему миру и живёт в ладу с собственными чертями. Внешним же показателем успеха будет являться трансформация внутреннего негативного образа в более позитивный, что ощущается клиентом как эмоциональное облегчение, освобождение, умиротворение.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами