Попался очередной мудрый призыв каяться за «совершенное» в Великой отечественной войне. Теперь уже исходит это от психолога, аргументируется опытом семейных расстановок. Мол, приходилось на войне и жестокость излишнюю проявлять, и другие звериные инстинкты обострялись, и перегибы всякие были. А теперь вот, согласно расстановкам, правнукам от этого плохо...

Не знаю, какие мотивы заставляют коллегу подменять понятия «сожалеть о…» и «каяться за…». Вроде, как с ее регалиями, должна хорошо разбираться в разнице этих морально-психологических актов, верно?

Ну, не будем фантазировать о возможных мотивах, выгодах, «миссиях» и т.д. Лучше разберем ситуацию Отечественной войны на ее криминальной аналогии, сократив количество агрессоров и обороняющихся до одного с каждой стороны. Может, тогда все встанет на свои места?

Предположим, идет некая женщина, да хоть и кандидат психологических наук, по улице. Вечереет, но еще не темно. И вдруг прямо перед ней оказывается некий детина, и показывает ей неприятных размеров ножик.

- Сумочку открывай, делится надо! – ухмыляется детина.

Психологиня с надеждой оглядывается по сторонам, надеясь на помощь окружающих. А те… делают вид, что «все нормально», что они «торопятся». Ведь пока агрессор занят тетенькой, у них больше шансов уйти целыми и невредимыми, верно?

Психологиня вздыхает, лезет в сумочку, быстро достает оттуда газовый баллончик, и опрыскивает удивленную морду гопника щедрой порцией перцового раствора. Пока тот, зажмурив глаза, рассуждает «о людской подлости, женском коварстве и жестокости», героиня отталкивает его и убегает. Краем глаза она видит, что агрессор с перепугу упал на бровку тротуара, и скорее всего, сломал руку.

И вот теперь – те самые бытийные вопросы о «сакральной»  моральной оценке победы (победы ли?!) в этой однозначной (однозначной ли?) ситуации.   

Может ли  она гордится тем, что отстояла себя в неравной схватке? Ответ очевидный: конечно да!

Будет ли хвастаться нанесенными телесными повреждениями агрессору? Думаю, что нет.

Надо ли каяться за то, что «не рассчитала, понимаешь, переборщила»… а человек в результате руку себе сломал… теперь нож в нее взять не может… да и видеть хуже стал?..

Смешно, да? Но именно к этому призывают в отношении Великой Отечественной некоторые «особо совестливые», теперь уже, увы, психологи…

Напялить на себя не свою вину – верх глупости. Возможно, это глупость, мотивированная мазохизмом, возможно – еще чем. Человек от этого становиться слабее и перестает ориентироваться в пространстве. В следующий раз покажут ему/ей нож – а она уже и не уверена, имеет ли право себя защищать, или нет…

Можно ли сожалеть о том, что в процессе самообороны агрессор был травмирован? Конечно да! Мы ж люди! И вовсе не злые. Тем более, мыЖ психологи!

Литвин Евгений