4 совета, как вести себя на публичном выступлении

«Красноречие есть искусство покорять умы». (Платон)

Публичные выступления когда-то были прерогативой древнегреческих ораторов, а сейчас являются неотъемлемой частью большинства профессий. Учителя и преподаватели вузов каждый день выступают перед своими учениками, а ученики перед всем классом, юристы произносят речи в суде, главные врачи встречаются с пациентами, а менеджеры делают презентации перед заказчиками или собственниками. Публичные выступления прочно вошли в нашу жизнь и освоение этого навыка стало обязательной частью профессиональной компетентности. Несколько советов поможет читателям улучшить качество своих выступлений и сделать эту часть профессиональной деятельности приятной и приносящей удовольствие.

Публичное выступление начинается задолго до самого факта появления перед аудиторией. Спонтанные выступления без подготовки по большей части носят эпизодический характер. В большинстве случаев наши выступления мы продумываем заранее и именно этот этап позволяет сделать нашу речь по-настоящему яркой и интересной.

Совет 1. Какой вы оратор.

Подумайте, к какому тиру ораторов вы относитесь. В роли какого выступающего вы чувствуете себя наиболее уверенно и комфортно?

Оратор-логик

Может быть вы оратор, чье выступление отличается продуманностью, организованностью и связанностью? Вы в большей степени концентрируетесь на содержании того, о чем говорите, вам удается продемонстрировать глубину знаний по обсуждаемому вопросу? В вашем выступлении царят логика и порядок, тогда как эмоциональность и вдохновение – это не для вас?

В этом случае при подготовке сконцентрируйтесь на выстраивании логики выступления. Выберите информационную или аргументирующую формы речи. Четко запланируйте в своем выступлении начало, в котором вы обозначите ключевую идею ваше повествования. Продумайте основную часть, где вы приведете ряд тезисов, раскрывающих заявленную тему, и окончание, подводящее итог вашей речи и резюмирующее выводы по теме выступления.

Заранее продумайте аргументы, подтверждающие выдвигаемые вами тезисы. Для оратора, сосредоточившегося на содержании, хорошими аргументами бывают те, которые апеллируют к логике, знаниям, фактам. Можно подкрепить свои идеи аргументами, основанными на статистических данных и фактах, основанных на научных исследованиях. Аудитория позитивно воспринимает аргументы, базирующиеся на мнении признанных в обсуждаемой теме авторитетов. Важно только заранее продумать, действительно ли эти авторитеты признаваемы и уважаемы вашими потенциальными слушателями.

Оратор-харизматик

Быть может, вам ближе стиль выступления, основанный на вдохновении, смелости и неординарности. Вам легко зажечь самую угрюмую аудиторию, а скучающие лица среди ваших слушателей встречаются не часто? Смело используйте это умение и добавьте в план выступления «изюминок» и «фишек», позволяющих усилить производимое впечатление. Инструментами выступления могут стать образы, метафоры, шутки и интересные истории. Смело выбирайте аргументы, нацеленные на чувства, интересы, переживания слушателей. Такие аргументы позволяют в большей степени увлечь аудиторию и донести до нее свои идеи. Эмоциональное вовлечение выполнит свою работу лучше предоставления сухой информации. «Люди забудут, что вы говорили.  Люди забудут, что вы делали. Люди не забудут одного — что они чувствовали благодаря вам» (Майя Энджелоу, американская писательница и поэтесса).

Совет 2. Эмоциональная подготовка

Этот совет также относится к подготовительному этапу публичного выступления. Большинство людей, которых я встречала в жизни, испытывают чувства тревоги, беспокойства и даже страха, если им предстоит выступать перед публикой. Даже опытные ораторы сталкиваются с ощущениями дискомфорта и тревоги перед началом выступления. Джордж Джессел, американский актер, певец и продюсер как-то отметил: «Человеческий мозг — удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично».

Поэтому перед началом речи важно уделить время психологической подготовке к контакту с аудиторией, в том числе проделать несколько простых упражнений.

В первую очередь стоит обратить внимание на восстановление дыхания. В состоянии тревоги, беспокойства дыхание учащается, становится поверхностным. Сосредоточьтесь на дыхании несколько минут, медленно на 4-5 счетов вдыхайте и так же медленно выдыхайте. Проделайте вдохи-выдохи несколько раз. Теперь обратите внимание на ощущения в своем теле, опустите руки вдоль тела, поболтайте кистями и подвигайте в воздухе пальцами. Выпрямите спину и расправьте плечи, сделайте несколько поворотов головой в разные стороны, затем подвигайте челюстью взад и вперед. Если мышечное напряжение все еще ощущается, последовательно сильно напрягайте разные группы мышц в теле (пальцы ног, игры, бедра, кулаки, руки, лопатки и т.д.) и сбрасывайте напряжение. Сосредоточение на телесных ощущениях отвлечет от негативных переживаний и позволит сконцентрироваться на главном. И помните, состояние страха, оцепенения длится всего несколько минут с того момента, как вы вышли на трибуну. Просто позвольте ему быть и начните говорить. Заранее заготовьте 3-4 первых фразы, даже выучите их наизусть, чтобы вы могли без запинки произнести их, пока справляетесь с волнением.

И еще один совет! Вспомните, что спортсмены разминаются перед стартом, а актеры разогреваются перед началом выступления. Найдите возможность 5-10 минут поговорить перед началом выступления с коллегами или близкими людьми. Говорите стоя или расхаживайте по кабинету, говорите тихим и громким голосом, жестикулируйте, размахивайте руками, меняйте интонацию. После такой разминки начать выступление будет значительно легче.

Совет 3. Куда деть эти руки?

Известно, что первые минуты публичного выступления самые важные, поскольку доверие к спикеру формируется именно в эти минуты. Основано оно в первую очередь на тех невербальных сигналах, которые подает тело выступающего еще до того, как он начал говорить. Выходя к аудитории не спешите начать свою речь сразу, выдержите паузу 40-60 секунд. За это время посмотрите на своих слушателей, задержите взгляд на лице каждого на долю секунды. Рон Хофф, автор бестселлера по публичным выступлениям под названием «Я вижу вас голыми» отмечал:  «Если вы не собираетесь встречаться взглядом со своими слушателями, можете с таким же успехом обратиться к ним по почте». Переводите взгляд от лица к лицу (или от одной зоны аудитории к другой, если вы выступаете перед большим количеством слушателей). Какие-то лица покажутся вам дружелюбными, и вы будете возвращаться к ним в процессе выступления, если почувствуете, что вам нужна поддержка. Какие-то, напротив, покажутся менее расположенными к вам, и по ним вы будете отслеживать, какое впечатление производят ваши слова. Не теряйте зрительный контакт с аудиторией на протяжении всего выступления.

Древнеримский политический деятель и адвокат Плиний Младший говорил: «Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает». Старайтесь выступать перед слушателями стоя, по возможности избегайте трибун и сидения за столом. Стоящий спикер всегда выглядит как человек, более уважающий свою публику, чем сидящий за столом и прячущийся за трибуной. Кроме того, положение стоя поможет вам расцветить свою речь жестами, движениями, динамикой.

Начинающие ораторы часто задаются вопросом, куда им деть руки во время выступления. Для многих это представляет настоящую проблему, руки «все время мешают», предательски забираются в карманы и складываются в замок за спиной. Конечно, оратор с руками в карманах воспринимается публикой как недостаточно открытый, а временами и как заносчивый человек. Удобно выбрать одно из базовых положений, откуда ваши руки будут стартовать для иллюстрирующих жестов или показа материалов и куда будут возвращаться после движений. Базовым положением может быть «пирамидка» из слегка соприкасающихся подушечек пальцев на уровне солнечного сплетения. Или руки могут быть чуть согнуты в локтях и слегка прижаты к телу. Другим вариантом базового положения могут быть просто опущенные вдоль тела руки с расслабленными пальцами. Потренируйтесь. Одно из этих положений точно будет для вас удобным.

В процессе выступления позвольте себе жестикуляцию, иллюстрирующую ваши слова. Если вы выступаете в маленьком помещении перед ограниченным количеством слушателей, амплитуда ваших жестов должна быть небольшая, не более чем на уровне «кисть-предплечье». Если перед вами огромный зал и многочисленная аудитория слушателей, амплитуда движения рук может быть больше – на уровне плечевого пояса.

Совет 4. Эти сложные вопросы!

Один из самых сложный для ораторов этапов публичного выступления – это время, которое предоставляется слушателям для того, чтобы они задали возникшие у них вопросы. Начинающие спикеры опасаются, что неожиданные вопросы могут поставить их в тупик, показать их в невыгодном свете или даже вызвать сомнение в уровне компетентности выступающего. Несколько приемов позволит вам более эффективно отвечать на вопросы аудитории и чувствовать себя увереннее.

Стоит отметить, что в большинстве случает вопросы – это не проверка знаний спикера, не экзамен и не попытка подловить выступающего. Чаще всего с помощью вопросов слушатели получают дополнительную информацию о том, что их заинтересовало, или уточняют правильность понимания позиции выступающего. Чем больше вопросов, тем интереснее было выступление.

Стоит взять короткую паузу прежде, чем начинать отвечать на вопрос. Это, с одной стороны, покажет, что выступающий внимательно подходит к вопросам слушателей, с другой, даст возможность несколько секунд подумать под каким углом наиболее выигрышно дать ответ. Иногда вопросы, задаваемые слушателями, не до конца понятны спикеру. В любом случае стоит дослушать вопрос до конца, а затем уточнить, что имел в виду слушатель или попросить переформулировать вопрос.

Хорошо воспринимается, когда выступающих выражает свое отношение к вопросу, благодарит слушателя за заданный вопрос. Например: «Спасибо, что затронули эту тему». Или «В вашем вопросе чувствуется искренний интерес». Иногда возможно даже поделиться теми чувствами, который вызвал заданный вопрос, показать, что его автор проявил компетентность, неординарность мышления. Например: «Это вопрос, который я меньше всего хотел услышать» или «Это неожиданный для меня вопрос».

Во время ответа всегда полезно переформулировать вопрос так, чтобы иметь возможность дать ответ под выгодным спикеру углом зрения или перенаправить его в ту область, в которой оратор чувствует себя более уверенно. Например: «Ваш вопрос представляет для меня отличную возможность еще раз подумать о … (или затронуть тему)…». Или «Мне кажется, что ваш вопрос касается … , и здесь необходимо заметить, что…».

Ни один спикер не может знать всего. Умение показать границы своей компетентности, отложить ответ до более ясного прояснения деталей или переадресовать вопрос более компетентному специалисту воспринимается аудиторией с пониманием и уважением.

Ответ стоит адресовать всей аудитории, а не только слушателю, задавшему вопрос. Тем самым выступающий предупреждает возможность персональной перепалки с возможно негативно настроенным оппонентом, и вовлекает в беседу аудиторию в целом.

При ответе на вопросы стоит быть кратким и не превращать ответ еще в одно дополнительное выступление. Несколько фраз будет вполне достаточно.

Перед началом этапа ответов на вопросы целесообразно обозначить регламент, регулирующий как подачу вопросов (письменно; или с места, подняв руку и т.д), а также время, отведенное на это взаимодействие. Предупреждение слушателей о том, что время, отведенное на вопросы заканчивается, остается возможность еще для одного или двух слушателей, также организует аудиторию и позволяет оратору не углубляться в дискуссии.

Публичные выступления, как любое умение, требуют практики и тренировки. Развитие этого навыка помогает чувствовать себя уверенно, встречаясь с аудиторией, и получать настоящее удовлетворение, когда удается увлечь слушателей, видеть их включенность и искренний интерес.

Вохмянина Тамара