Пищевой комплекс является властной бессознательной силой, подчиняющей волю человека. Одержимый комплексом не способен справиться с побуждением переесть или отказывается от еды. Лишается возможности получать от нее удовольствие. Следствием являются все расстройства пищевого поведения (РПП), не имеющие органической природы. Значение еды многократно преувеличивается и пища становится главным вопросом жизни.

Наряду с этим пищевой комплекс предлагает и свои ответы — "восемь бед, один ответ". Точнее, два ответа — есть или не есть, разрешить или запретить.



Чертова дюжина пищевого комплекса:

1. Главное: Пища становится ведущим и самым привычным средством удовлетворения базовой потребности в привязанности. Используется как заменитель иных способов близости, нежности и достижения комфорта. Отсюда выражение "любимая еда", ее желанность и сладость, выражающие поиск недополученного - того, что ищут у любимых. Еда как утешение объясняет стабильность пищевого комплекса, а победа над ним приводит к безутешности.

2. Как следствие невозможность отказаться от угощений и стремление угодить тому, кто делится едой. Страх остаться изгоем, не получающим одобрения и любви. Пища становится наказанием за то, что оказался отвергнутым - недостаточно хорошим для любви. Избыток пищи или отказ от пищи, отказ от определенного вида пищи являются актами аутоагрессии и одновременно символическим способом искупления несуществующих грехов и кратковременного освобождения от невротической вины.

3. Потребность в регулярном успокоении через пищу. Накапливающийся лишний вес становится резервуаром, вмещающим страхи и злость — "полные люди добрые". Эмоциональное напряжение тем ни менее остается и проявляется в назойливом контроле окружающих, в гиперответственности и бессознательном желании власти.

4. Манипуляции с пищей как вознаграждение. Если оказался достаточно хорошим и преуспел в чем-то, почувствовал моменты заслуженного благополучия, то можно поощрить себя едой. Если достиг успеха в похудении, то можно "отблагодарить" себя еще большим отказом от пищи (люди со сверхценной идеей похудения) или неумеренным питанием.

5. Пища как способ отстаивания своего мнения, сопротивления чужому контролю и неповиновения традициям. Проявляется в отказе от еды в ходе семейных трапез наряду с ночными приемами пищи, хватанием кусков и воровством сладостей, когда никто не видит.

6. Восприятие еды как вместилища демонического. Страх перед едой как будто вопрос стоит или я, или она. Избегание разговоров о питании, приуменьшение связанных с едой эмоций, холодность, показное безразличие, отказ от мыслей о еде, избегание гостей и застолий. Отсутствие дома вкусной, хорошо приготовленной еды, а при ее наличии — война до полного уничтожения "противника".

7. Стремление сохранить детство и создание иллюзии не умирающих родителей. Ностальгические детские предпочтения в еде — большое количество сладкого, молочного, мягкого.

8. Стремление к преждевременной старости, когда полнота уже не грозит и можно быть по-настоящему жирной. Это также стремление своей старостью уничтожить опекающую и контролирующую мать-кормилицу, избавиться от чувства вины и стать свободной.

9. Отказ от приготовления еды при наличии эмоционально сложных отношений с отцом. Желание оставаться вечно папиной дочкой. Я не стану человеком, который умело управляется с едой так как это признак того, что я стала взрослой женщиной и способна связать жизнь с другим мужчиной — "предать" отца.

10. Борьба с диктатом патриархальных устоев, отказ от навязываемой карикатурной женственности и сексизма через большое женское тело. Освобождение от притязаний со стороны мужчин и освобождение собственного духа из обесцененного патриархальным миром женского тела.

11. Голодания и пресыщения — умерщвление, отказ от живого тела и развитие невосприимчивости к живительным сигналам голода и сытости. Связано с материнским невниманием к функциям тела ребенка в первые месяцы и годы жизни.

12. Подтверждение уникальности через ниспровержение проявлений сексуальности — "любая девка может родить ребенка". Полная женщина как бы более защищена от сексуальных желаний и в этом качестве она лучше чем ее мать или другие женщины. Еда безопаснее и целомудреннее чем заниматься сексом, есть можно в одиночку.

13. Предпочтение фантазий контакту с реальностью, создание безопасного пространства, неприступной крепости, в которой всегда есть еда. Сколько бы ни продолжалась блокада со стороны угрожающих внешних сил внутри убежища всегда есть доступные средства улучшить настроение и впасть в спасительный пищевой транс. 

Пищевой комплекс вполне способен претендовать на роль главной действующей фигуры для обеспечения эмоциональной стабильности и защищенности. Он присутствует с самого раннего довербального периода, когда еще не сформировано Я, то есть, старше самой личности. Как все комплексы он автономен, обладает силой, мотивами и даже примитивными когнитивными схемами, например "после того, значит вследствие того".

Пищевой комплекс встроен в структуру материнского и отцовского комплексов. В нем сохраняется память страхов предшествующих поколений, семейных и родовых традиций. Его невозможно победить диетами, калориями, физкультурой, медикаментами и другими физическими методами. Хотя он и называется пищевым, но он не пропитание, а про бессилие и зависимость человека.

Когда вы говорите себе следующие слова, остановитесь, это говорит активированный пищевой комплекс:

"Я ем потому что хочу",

"Я чувствую страх — надо поесть», 

"Я злюсь — надо поесть".

"Мне одиноко — надо поесть",

"Я чувствую вину — надо поесть",

"Я чувствую стыд — надо поесть",

"Мне тревожно — надо поесть"

"Я ем, когда чувствую себя ненужной", 

"Я ем, когда чувствую себя пустой",

"Я не согласна с тобой, и мне надо поесть", 

"Мне это не нравится и мне надо поесть", 

"Я устала сегодня и мне надо поесть", 

"Я чувствую себя подавленной и мне надо поесть", 

"Я нуждаюсь в тепле и мне надо поесть",

"Я нуждаюсь в сексуальной разрядке и мне надо поесть",

"После такого секса можно и поесть",

"Я люблю есть чужую еду", 

"Я бессмертная и буду есть сколько хочу", 

"В еде я хищник", 

"Кухня мое убежище, холодильник мой утешитель",

"Поешь сладкого",

"Любить и кормить это одно и то же", 

"Когда я злюсь на себя, я ем", 

"Когда я довольна собой, я ем", 

"Я человек крайностей, или голодная, или тошнит",

"Мне достаточно хорошо поесть один, два раза в день",

"Еда - лучшее болеутоляющее",

"Еда - лучший  отдых",

"Можно дать себе отсрочку в делах и поесть",

"Без еды не может быть общения",

"От угощения нельзя отказываться",

"Большому куску рот радуется",

"Оставить что-то на столе, как прервать секс перед оргазмом",

"Надо худеть",

"Лишь бы не переесть",

"Завтра начну худеть",

"Все вечером не ем",

"Когда же я стану старым(ой), чтобы можно было быть жирным(ой)".
 
Резюме:

Плохая новость — пищевой комплекс, как и любой другой комплекс, неустраним. 
Хорошая новость — пищевой комплекс может быть управляем.

Вопрос о том, как избавиться от зависимости нужно переформулировать на как научиться жить со своим пищевым комплексом. Не как избавиться от комплекса, а как усилить свое я, чтобы эго-комплекс доминировал над пищевым. 

Иллюстрации из фильма "Большая жратва", 1973 (Франция-Италия).

 

Читать по теме:

Сборник статей по расстройствам пищевого поведения

Дрёмов Сергей