В наш век бурных событий, формирования калейдоскопичеко-клипового мышления, золотой век потребления с его клинической озабоченностью "чей айфон круче?" меняется и психология имиджа.
Как справедливо заметили в одном из сообществ в соцети, практически невозможно представить уже, сохранились ли мужские профессии, каково их будущее? И даже несколько глобальнее - а где мужчины-то?
Одна знакомая в приватной беседе рассуждала о том, что идеалы с советских ретрофото и плакатов куда более мужественные, нежели то, что активно пропагандируется в СМИ сегодня. И не одна она это заметила. Подобная тема муссируется уже несколько лет...
Выстраивается идеальная картинка. Мужские профессии в советском прошлом прочно ассоциировались с образом сталевара, шахтера, строителя БАМа. От этих мужчин словно исходила мужская энергия, дающая женщине защищенность, безопасность, надежность.В современном многоликом обществе меняются взгляды и подходы к семье, ее традициям, воспитанию...
Мужчины катастрофически теряют мужественность.
И надо сказать, что многие обращения девушек и более зрелых женщин связаны именно с такой проблемой - проблемой потери мужского начала среди представителей сильного пола.
Наша страна оказалась в 1991 году в очень сложной исторической ситуации. Рухнул Советский Союз, а вместе с ним и все идеальные образы, воспевающие величие мужчины. (Безусловно, в СССР были также и алкоголики, и наркоманы, и деспоты, и тунеядцы. НО! Речь идет именно о транслировании идеального образа сквозь призму экранной культуры, типографии, книг). На смену пришел калейдоскоп "непоймичего". Неподготовленное с ментальной точки зрения общество оказалось в очень деликатной и провокационной ситуации. Ценности изменились, сексуализация общества усилилась, но вместе с тем и подшатнулись те идеальные картинки-образы, прославляющие мужественность.
Многие девушки испытывают особое
влечение к кавказским мужчинам. И это тоже не случайно. Живя и работая в Астрахани, многонациональном колоритном восточном городе, где испокон веков ислам занимал лидирующее положение наравне с христианством, я отмечаю и как педагог, и как психолог, что современные девушки разных возрастов (не имеющие отношение к исламу), в возрасте от 18 до 40, намного чаще стали образовывать пары с мужчинами Кавказа, чем раньше. (Например, в 1980-1990-е межэтнические пары в Астрахани были между русскими и татарами, реже -между русскими и казахами).
В результате бесед выявились следующие особенности:
1. Кавказские мужчины наиболее соответствуют понятиям "мужественность", "мужская энергия", "мужская харизма", "мужская сексуальность"
2. В подавляющем большинстве эти мужчины не пьют, заметно ниже процент курящих, а также - их тело чистое, не покрыто татуировками, что также является для многих девушек привлекательным.
3.
В плане трудоспособности кавказцы также намного энергичнее и более легко приспосабливаются к сложным экономическим условиям (Так, в моей практике был случай. Студенты-ординаторы -
русскаядевушка и молодой человек из кавказской республики - поженились лет пять-шесть назад. Сняли квартиру,
мужчинаустроился водителем в такси, спал по несколько часов в сутки, но содержал семью. В итоге и на квартиру заработал, и троих детей воспитывают, и семья вполне благополучная и демократичная. В то же время русская молодая семья распалась из-за нежелания супруга работать. "Мне надо сначала об учебе думать, а потом работать", - твердил молодой супруг своей беременной жене. Ни в коем случае не хочу задеть или тем более ущемить национальные чувства наших читателей, но замечу, что действительно
в критические моменты, в моменты нужды интенсивнее включаются механизмы выживания в трудных условиях у мужчин с большим процентом мужественности и высокой степенью ответственности, нежели у тех, кто находится как будто в ожидании у моря погоды.
4. Вместе с этим далеко не все так просто и легко. Снова-таки подчеркну, что человеку, в частности, девушке, выросшей в южном городе с пестрым этническим колоритом, адаптироваться к отношениям с кавказским мужчиной хоть и не легко, но возможно. В то время как в других, более северных регионах, где юноша живет вдали от родственников, нередко впадая "во все тяжкие", выстроить гармоничные отношения практически нереально.
Очень часто в форумах или различных сайтах звучат истории о потребительском отношении кавказских мужчин, о том, что кроме секса им от русских девушек ничего не надо. Я не смогу, в силу незнания каждой ситуации, ответить за всех мужчин, но опять-таки опираясь на собственный опыт замечу, что подобные разговоры преобладают среди девушек с низкой самооценкой и с определенными искажениями в представлении о сексуальных отношениях с кавказскими мужчинами.
5. В моей практике как психолога, так и в собственном жизненном опыте встречались разные ситуации. Каждую девушку волнует вопрос, "Женится ли он на мне?". Ответ здесь не может быть однозначный. Но с уверенностью скажу, что многое зависит от степени демократичности семьи вашего избранника, где родители с уважением относятся к людям другой культуры.
6. Кавказские традиции весьма твердые, обладают монументальностью, незыблемостью. Для многих девушек становится откровением отношение ее молодого человека (мужа) к его родственникам. Для русской девушки будет весьма неожиданно и порой даже неприятно частое пребывание родственников мужа в гостях. Но таков закон. Гостеприимство и родственные связи - священные понятия для кавказца.
Безусловным главой семьи является мужчина, он способен на совершенно неожиданные, с точки зрения другой ментальности, даже не очень логичные поступки. Также приведу пример. Мужчина-чеченец возвращался домой. Недалеко от своего дома он увидел, как несколько женщин с тяжелыми сумками, что-то бурно обсуждали на чеченском. Он подошел к ним. Оказалось, девушки приехали навестить в больницу свою родственницу. Город не знают. Мужчина, не задумываясь предложил им свою помощь и ночлег.
7. Вопрос принятия ислама встает перед женщиной в относительно редких случаях. И соответственно, тема вероисповедания не является ключевой. Правда, мужчина выступает часто именно проводником религиозных знаний в семье иженщинаосведомлена, когда мужчина совершает намаз, когда постится и когда грядет тот или иной праздник.
Исходя из актуальности темы и тенденции акцентированного влечения женщин к мужчинам Кавказа можно сделать вывод о сложном и противоречивом процессе, который распространяется в нашей стране на уровне межкультурных, межэтнических коммуникаций.
Если говорить о проблеме в рамках цивилизационного подхода, это вполне закономерный процесс развития этноса, о котором в ряде своих научных работ говорил Л.Н.Гумилев. Но в то же время, побудительным к осознанию и переосмыслению, возможно, станет для многих мужчин пункт №2, являющий собой набор достоинств, имеющих важное значение для женщин.