Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко рассмотрел характерологические реакции подростков, свойственные их возрасту. Понятно, что кому-то из ребят конкретные реакции свойственны больше, кому-то - меньше. И эти особенности я хотела бы рассмотреть на примере великолепного фильма "Общество мертвых поэтов". Все эти реакции использует талантливый учитель литературы, чтобы заинтересовать своих учеников поэзией и научить их самостоятельно думать и не бояться этого.

  • Реакция эмансипации у героев фильма проявляется в нежелании следовать строгим правилам консервативного закрытого колледжа, в стремлении самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Друзья Нил и Тодд прекрасно понимают, что находятся в зависимом положении и от своих родителей, и от администрации колледжа. Они тяготятся излишней опекой и мелочным контролем.

   Преподаватель Джон Китинг общается с учениками, как старший товарищ, дружелюбно и с уважением. Не использует менторский тон, шокирует ребят нестандартным подходом к их обучению, как к шалости или хулиганству. Сначала мальчишки отнеслись к новому преподавателю настороженно, так как к подобному поведению взрослых не привыкли, но потом приняли его искренне. Отношения выстраивались по принципу партнерства и ребятам это нравилось.

  • Хобби-реакция проявилась в создании мальчиками литературного клуба общества мертвых поэтов. Причем, идея пришла в голову не им. Эту идею им подкинул преподаватель, но собрания общества ребята проводили самостоятельно. Стоит ли удивляться тому, что увлеченные обществом они заинтересовались литературой очень сильно? И те из них, кто терпеть не мог Шекспира, открыли его для себя с неожиданной стороны. Как много можно открыть, сменив декорации.
  • Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремлении подростка быть принятым своей группой, быть частью ее. Впоследствии на собраниях общества мертвых поэтов уже присутствовали и девушки, и выпивка. И такое поведение является частью реакции группирования и реакцией эмансипации, конечно, тоже.
  • Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований и против сложившихся устоев. Реакция всегда демонстративна. В фильме показана, как грубая шутка одного из учеников над директором школы. И демонстративное прощание учеников с любимым учителем, когда тот зашел в класс. Действие происходило на глазах у нового учителя, доведенного до бешенства поведением мальчиков. Здесь мы видим и лояльность учеников к Китингу, и оппозицию по отношению к новому учителю.
  • Реакция имитации проявляется в стремлении подражать определенному человеку или образу. Учитель Джон Китинг имел такой авторитет у мальчиков, что сам стал объектом подражания. Ребята называли его «капитаном». Да, та ситуация была спровоцирована учителем, но ребята с готовностью приняли ее
  • Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении добиться успеха в той сфере, где ты слаб. Это можно наблюдать у Тодда, который не мог при товарищах прочесть вслух стихотворение, настолько волнительно это для него было. В конце фильма Тодд, преодолев свои слабости, уже читает стихи собственного сочинения. Реакция гиперкомпенсации помогла Тодду в данном случае.  

    А что же друг Тодда Нил? Он начинает, как уверенный лидер класса. Данное поведение Нила, на мой взгляд, так же является следствием гиперкомпенсации. Нилу очень трудно принимать решения и отстаивать свою позицию. Он не может сказать прямо учителю, что отец запретил ему участвовать в спектакле. Нил не может заявить и отцу, что он хочет играть в театре, а не становиться врачом. В результате он врет и учителю, и отцу, окончательно запутавшись. Нил теряет свой голос и свою жизнь.

     Отец Нила жесткий и давящий. Расписал жизнь сына по годам и месяцам, где он будет учиться и кем ему нужно стать. При том мнение Нила не учитывается, его никто и не спрашивает. Увлечение театром даже как хобби отец почему-то воспринимает как личное оскорбление.  Мать мягкая и контактная, Нил к ней тянется, но она не заступается за сына. Мотивы женщины не ясны – может, она согласна с мужем; а может, и сама боится его.

    Учитель Китинг, в отличии от родителей, видит в Ниле не только объект воздействия и воспитания, но личность. Но, как и мать, не поддерживает его и не защищает от гнева отца. Китинг не вышел на разговор с отцом и не попытался донести альтернативную точку зрения.

      Итак, Нил после того, как блистательно сыграл в школьном спектакле, остается один на один с гневом своего отца. Нил не может вымолвить ни слова. Скорее всего, после такого эмоционального подъема, Нил чувствует себя обреченным навсегда быть под гнетом отца. Он обращается к матери: «Мама, я так хорошо играл!» Мама не реагирует… Это был истинный суицид с целью избавления от невыносимых страданий.

     Можно ли было избежать самоубийства? По характерологическим особенностям Нила, которые еще и обострились в подростковом возрасте, ему нужна была поддержка и защита значимого взрослого. Не давящая протекция, но ощущение интереса и уважения к его личности, чувство безопасности и эмоциональной теплоты. 

     Могли ли родители пересмотреть свое поведение, если бы суицид не удался? Никто не знает…          

 

Андриянова Тамара