В попытках полюбить себя,

Прошла вся жизнь, других любя.

Не смог, но в памяти остался:

Уж очень яростно пытался!

(взято из сети).

Однажды Рам Цзы спросили о том, что он говорит детям о Боге. Рам Цзы ответил: “Я не рассказываю детям о Боге, я предпочитаю спрашивать о Боге их самих ”.

Дети- лучшие эксперты в теме честности. Как ответит ребенок на вопрос: “Что ты чувствуешь к себе”? Скорее всего, это поставит в тупик, потому что ребенок изначально целостен: у него еще не сформировалась та часть, которую нужно любить, и та часть, которую нужно отвергать.

Другими словами, еще не сформировалась “тень”, а именно ”теневые” аспекты личности, которые не поддерживает социум (злость как потребность отстаивать собственные границы; спонтанность и творчество как желание выразить себя; грусть или радость, слезы или прилюдный громкий смех и т.д.)

Таким образом, неуважительное отношение к потребностям ребенка со стороны социума (родителей, детского сада или школы) в будущем формирует идентичные отношения с самим собой.

Несомненно "нелюбовь" к себе имеет какие-то бонусы, которые легко узнать: вслух или про себя продолжите про себя фразу

"Если я полюблю себя, я потеряю…."

Часто за нелюбовью к себе скрывается страх быть не принятым, “исключенным” из социума и/ или близкого окружения (“ты не такой”).

Но, ведь именно эта данность помогла Гадкому Утенку из сказки Г.Х.Андерона найти свою стаю не уток, но лебедей. “К себе нельзя относиться слишком строго: заступиться-то некому”.

Да, и вообще, хороший вопрос- что значит “ полюбить себя” и как на практике это сделать? Этой теме посвящено множество тренингов, книг и статей, но вопрос остается актуальным до сих пор.

В свое время, когда я училась системным семейным расстановкам, мы сделали работу про любовь к себе. Мы поставили двух заместителей: того меня, которого нужно любить, и того меня, который будет любить.

Догадываетесь, кем являлась вторая фигура? Мамой..

Любви к себе нет, есть потребность ребенка, а зачастую и взрослого ребенка в любви матери (значимой фигуры её заменяющей).


Кстати, и злости/вины/обиды на себя нет: это ретрофлексия, когда человек сознательно или бессознательно разворачивает на себя чувства и эмоции, так как не может выразить их во вне адресно ( к примеру, это может быть небезопасным для него).

Нет высокой и низкой самооценки. Это всего лишь набор интроектов (того, как относились ко мне значимые люди и чьё мнение легло в в понимание того, кто я).

Что же делать?

Выход нашелся в тот же расстановочный день: а зачем вообще как-то относиться к себе— относиться хорошо или относиться плохо, создавая дуальность, тем самым ограничивая своё восприятие?

Да, согласна, что понимание “какой я” помогает хоть как-то описать эту непонятную окружающую действительность. Но, разве не интересно было бы увидеть мир под другим углом?

Есть просто я.

И..

Я есть.

Я имею право быть.

Я дышу.

Я живу.

Вербицкая Ольга