В мультсериале "Аватар" один из персонажей говорит - "Оглядевшись вокруг, можно увидеть то, что видят все, а можно - совершенно новые возможности".

На мой взгляд, психология - это как раз про то, как увидеть в обыденном новый смысл. Подобной способностью обладают и дети - их фантазия позволяет до неузнаваемости преобразовывать серые будни; но у психолога взгляд на вещи отличается большей осознанностью и возможностью построения мостиков-ассоциаций между различными идеями, образами, историями.

Зачем это может быть нужно обычному человеку? На мой взгляд, воспринимая события нашей жизни с точки зрения их символизма, мы раскрашиваем эту жизнь в более яркие цвета, мы открываем путь вдохновению и развиваем способность справляться с трудностями и даже трагедиями человеческого существования - у нас появляется опора, которая не зависит от внешних факторов.

Задавая себе вопрос "Что это означает?", мы реализуем себя как люди - потому что только люди умеют задаваться вопросами. Скажем, если Вы встали утром не с той ноги, обратите внимание на окружающую обстановку - как расположены предметы вокруг Вас, как организовано пространство жизни; переполнено ли оно лишними вещами или же, наоборот, опустошено? Находится ли в хаосе или в порядке - и как Вы себя там чувствуете?

Возможно, Ваше плохое настроение связано именно с конфликтом между условиями Вашей жизни и тем, что на самом деле важно для Вас? Возможно, состояние Вашего дома говорит о том, что Вы делаете с самим собой - забиваете голову лишними мыслями, навязчивыми и пустыми желаниями, погружаете себя в хаос аффекта, в котором трудно ориентироваться или, наоборот, держите себя в ежовых рукавицах и не даете воли творчеству?

Подобным образом можно посмотреть и на отношения; об этом, в частности, пишет Эрик Берн в своей книге "Игры, в которые играют люди" и Роберт Джонсон в трилогии "Он", "Она", "Мы". Раз за разом мы можем проигрывать одни и те же сценарии, одни и те же сюжеты, знакомые людям с давних пор и закрепленные в известных мифах и сказках.

Скажем, человек, годами работающий, не жалея сил, на одном и том же месте, где начальник им помыкает, а зарплата минимальна, живет жизнью Золушки, а женщина, раз за разом отвергающая потенциальных женихов, становится принцессой из сказки "Король Дроздобород". Девушка, наивно и слепо следующая родительским заветам и страдающая от грубой мужской силы, - это типичная Красная Шапочка, а юноша, находящийся под сильным влиянием материнского комплекса и неспособный на длительные отношения, - Чудище из "Аленького цветочка".

И чем чаще проигрывается этот сюжет, тем большее влияние над нами он приобретает; в одной из книг популярного фантаста Терри Пратчетта сказки сравниваются с руслом реки или колеей дороги, которые становятся все глубже и основательнее по мере движения по ним. С другой стороны, обращение к мифам и сказкам может дать надежду на выход из заколдованного круга - если мы поймем, в каком месте сюжета происходит сбой и что именно мешает нам воспользоваться предложенными средствами для обретения своего счастливого финала.

Та же Золушка нуждается в помощи феи-крестной как стимуле для трансформации, роль которой может сыграть психотерапевт, а Чудищу из "Аленького цветочка" требуется сепарация от матери и заключение внутреннего союза со своей женской частью (Юнг называл ее Анимой), чтобы построить полноценные отношения с реальной девушкой.

Еще одна грань символического взгляда на жизнь - это размышления о возможном смысле внешне случайных событий. Если я спешил на работу, но на моем пути одно за другим возникали неожиданные препятствия, не говорит ли это о моем скрытом сопротивлении? Возможно, эта работа исчерпала себя или оказалась связана с личными конфликтами, которые замалчиваются? Если я задаю себе вопрос о том, что вообще есть у меня в этой жизни и вдруг слышу имя знакомого мне человека, нет ли в этом намека на потенциальную ценность нашего сближения? Если в случайно раскрытой книге мой взгляд падает на определенную фразу, не скрывает ли она в себе важное послание?

Подобные "неслучайные" совпадения Юнг называл синхронией; но признаем мы их объективное существование или нет, размышление об этом становится полезной практикой и делает жизнь более интересной.

В одной из книг Макса Фрая герой устраивается работать книгопродавцом; значительная часть его успеха основывается на том, что он подбирает людям книги спонтанно, но всякий раз этот выбор попадает в точку. Так он строит и всю свою жизнь - опираясь на знаки, которые судьба посылает ему в случайных встречах, неожиданных событиях, бытовых мелочах; а в итоге его жизнь оказывается полна приключениями, чудесными преобразованиями и счастливыми обретениями.

В своей книге "Путь художника" Джулия Кэмерон рассматривает синхронию как подтверждение того, что вы двигаетесь по пути своего творческого возрождения, как проявление заботы со стороны Вселенной.

Не менее важный эффект дает и такая практика, как попытки увидеть привычные нам вещи как символы и находить в них все новые и новые слои смысла. Это похоже на психологическое упражнение по развитию креативности, когда некий простой предмет передается по кругу и каждый участник должен придумать для него способ применения - причем не повторяясь.

В своей статье про "архетип пирожка" аналитический психолог Наталья Павловская наглядно демонстрирует, как подобное упражнение помогает вновь научиться удивляться и радоваться самым простым и привычным вещам. Представьте себе, какое удовольствие вы можете получить, скажем, от ежедневного бритья, если при этом будете думать, что символически удерживаете в узде свои инстинкты или насколько интереснее может стать ежедневная уборка, если вы отнесетесь к ней как к духовной практике!

Есть притча о том, как в монастырь пришли несколько юношей, желающих стать послушниками - всех, кроме одного, приняли. Однако его взяли в качестве уборщика; с тех пор, каждый раз, когда он начинал подметать, он повторял про себя: "Я выметаю сор из своей души, я выметаю сор из своей души" - в итоге через несколько лет он уже достиг просветления, а остальные юноши все еще продолжали обучение.

Подводя итог, мне остается только еще раз повторить, цитируя юнгианского аналитика Джеймса Холлиса, что "чем больше мы будем размышлять о своем жизненном сценарии - о своей роли в его мифах и легендах, тем более глубоким и осмысленным будет спектакль под названием «Жизнь», зрителями и участниками которого мы все являемся; чем чаще мы будем задавать вопросы, которые вызывают другие, более глубокие вопросы, тем вероятнее, что мы сможем самостоятельно и более осознанно, не обременяя проблемами ближних, переносить тяготы и лишения своего уникального земного странствия; чем активнее мы развиваем у себя символический взгляд на вещи, тем больше у нас источников вдохновения и поводов для радости". 

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами