Православие, как система взглядов на природу человека, формирует в человеке определенные взгляды на жизнь, отношение к себе и к людям.

А именно, для людей с православными взглядами обычно характерна тяга к соборности (все вместе), уважение к власти, устремление к правде, приоритет духовных устремлений над желаниями тела, воспитание в себе благодарности и любви к окружающим, при этом ощущение своей грешности, негативное отношение к вере в свои силы (гордыня), негативное отношение к деньгам и богатству, склонность полагаться на волю Божью.

При этом нельзя утверждать, что православие формирует отрицательное отношения к себе. Напоминая, что человек сотворен по образу Божию (Быт.1, 26) и призван к обожению, богоуподоблению, православие провозглашает несравненное достоинство и ценность человеческой личности, предназначенной существовать не только в соединении с Богом как Источником Жизни, Блага, Истины, но и возвеличить все творение. Православие подчеркивает величие таких человеческих качеств, как бессмертие, свобода, разум, стремление к истине и добру и пр., вплоть до признания достоинств человеческого тела.

Подробнее об этом см., например у Св. Григория Паламы, Григория Нисского, Василия Великого, Максима Исповедника и многих других. Если самих Отцов найти затруднительно, можно просмотреть "Догматическое богословие" архим. Алипия и Исаии.

Кроме того, вероучительная истина в Воплощении Второго Лица Св. Троицы и соединении в Личности Иисуса Христа двух природ, - Божественной и человеческой, - еще более возвышает человека.

Что касается "отрицательного отношения", то Православие учит, что полезно отличать человека от того греха, который в нем живет, то есть мешает человеку быть человеку и может сделать его скотоподобным или демоноподобным. В православном понимании (в отличие от западного) грех есть болезненная рана, которую человек наносит своей душе. Православие предлагает исцеление и возвращение личности к своему богоподобному достоинству. См.

Православие о свободе и вершине развития личности

По взглядам православных философов, свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. Одна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается (http://pedagog.eparhia.ru/bibl/d_disc/).

Православно ориентированным философам и психологам во взгляде на задачи развития личности ближе представление не о гармонически развитой, а о иерархически развитой личности.

"В современной педагогике существует понятие о гармоничном строении личности, для достижения которого достаточно лишь равномерное развитие всех сторон личности. Однако, наряду с понятием о гармоническом строении личности, существует и другое понятие – о иерархическом строении личности, ведущее к совершенно другому построению педагогогики (http://pedagog.eparhia.ru/bibl/d_disc/)".

Православие и светская психология

Православие в некоторых позициях расходится со светской психологией. Это касается и взглядов на семейную жизнь ("жена да убоится мужа своего"), отношения к половой жизни до брака, возможность решать свои душевные проблемы с помощью позитивного отношения к себе.

С форума Синтона: "Заставлял ее делать упражнения из синтона: благодарности, достоинства, держать спинку и осанку. Она твердила, что нужно унижаться и унижать себя, что гордыня это грех". См.

При этом нужно учитывать, что внутри самой светской психологии много различных направлений, и во взглядах на направленность развития личности к православию ближе всего синтон-подход, где предлагается воспитывать не гармонически развитую, а иерархически развитую личность. См.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами