Православное воспитание детей

Один святой сказал своему ученику: “вырви это дерево из земли!” и при этом указал ему на молодое, пустившее глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть его. “Отче, – сказал он своему авве, – ты приказал мне сделать невозможное!” Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий вырвал с корнем.

Смысл этой истории в том, что родители бессильны над взрослыми детьми, если не начали заниматься их воспитанием с младенчества.

Немногие родители могут утверждать, что воспитали своих детей так, как хотелось. У некоторых благочестивых и добрых родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях. Часто, отцы и матери бывают или вообще беспечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или не хотят видеть в них плохое и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Но когда детские пороки становятся невыносимыми для самих родителей, тогда только они начинают задумываться об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно. Воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.

Телесный рост ребенка идет быстро и сильно, а душевное развитие, во много раз сильнее. Когда малыш начинает говорить, он учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, ребенок  получает и понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, появляется чувство чести и стыда. Чтобы дать правильное направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте.

Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, и пр., а в остальном разрешают ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их “ангел” в сущности – упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, теперь уже слишком поздно -  «дерево укоренилось».

Другие родители, выходя из ложных понятий о воспитании, оправдывают или игнорируют недостатки и пороки детей. “Да ведь это дети, - говорят нежные родители, - перерастут с годами свои шалости и поймут сами свои ошибки”. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает ребенок? Когда в доме начинается пожар, то заметивший его не говорит: “ах, это показался только огонёк!” - но изо всех сил просит о помощи. Как можно спокойно смотреть на детей, когда в них начинает полыхать огонь страстей, угрожающий временной и вечной погибелью?

“С годами и ум придет, - говорят также не совсем умные родители, - ребенок станет рассуждать и сам поймет, что хорошо, что дурно!” - Это пагубное заблуждение! Познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому навыку нужно направлять ребенка с самого детства, чтобы познанное умом добро он делал силою воли. В тюрьмах сидит много людей с большим умом; почему же сидят они там? Может потому, что разум у них пришел с годами? Не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу (Быт. 8,21).

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: “нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!”

Разве не был в детском и отроческом возрасте давший образ нам, чтоб и мы Ему последовали – Господь Иисус Христос? (Лк. 2,40,52). Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19,13), и еще горе тому, кто соблазнит одного из малых (Мф. 18,6). Добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище и Господь хочет, чтоб она обитала во всех детских сердцах. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей.

 

Родители не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла в поведении, словах и реакциях ребенка.

Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей – с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад – сердца своих детей – от бурьяна и сорняков греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как бы зарастет пороками, тогда им уже не совладать с сорняками. “ Ты жалуешься, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать терние, еще не сильно вкоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!”.

  • “Каков в колыбельке, таков и в могилку”.
  • “Если есть у тебя дети, учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7,25)”.
  • “Чему тонкое детство обучено бывает, того глубокая старость нелегко оставляет”.
  • Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22,6).
  •  

    Но действие воспитания должно стоять не только в том, чтоб искоренять в ребенке зло, но и приучать его к добру. Если человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его.

     

     

    2016-02-10
    Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

    Что интересного на портале?