Приемы телесной саморегуляции при стрессе. На примере традиционного танца маори - Хака

Особи мужского пола имеют свои ритуалы для отстаивания территориальных прав и устрашения противника. И человеческому виду это тоже присуще. Эта небольшая реклама дает нам представление о двух видах ритуалов, оба связанны с традиционными культурами. Один, это Хака боевой танец племени Маори. Другой, устрашение противника видом половых органов или "военный нудизм", в видеоролике, данный ритуал использовала Шотландская сборная. Если обращаться к этологии, то элементы и того и другого есть, в поведении приматов. А значит имеет очень важное эволюционное значение.

Традиционные культуры используют знание, которое глубоко укоренено в телесном опыте. Использование тех или иных движений несет как социальный посыл, понятный вне зависимости от вида, а так же формирует определенный настрой у исполнителя ритуала.

Давайте разберемся, можем ли мы воспользоваться частью телесной мудрости, которая отражена в ритуале?

Я не буду предлагать вам использовать приемы "военного нудизма", но попробую немного проанализировать происходящее во время ритуального танца Маори.

Если мы присмотримся к движениям мужчин (кстати, этот танец танцуют не только мужчины, но и женщины), то увидим, что танцоры ударами активируют определенные зоны своего тела.

И у этих действий есть задача связанная не только с устрашением противника, но и с приданием танцующему определенного внутреннего состояния.

На мой взгляд, именно это может быть нам интересно, потому как настрой и состояние играют важнейшую роль для решения определенных задач.

Очень значимую роль играет тот факт, что танец исполняет группа. Таким образом, эффект усиливается многократно, благодаря переживанию сплоченности и поддержки.

Если основная социальная задача танца - устрашить врага, соответственно его функциями для танцующего будут: повышение стойкости, смелости, достоинства, права на проявление своей силы, способность целенаправленно использовать гнев (контейнирование).

Согласитесь, что и современному, цивилизованному человек,у в некоторых жизненных ситуациях связанных со стрессом, публичностью, конфронтацией было бы неплохо регулировать состояние подобным образом.

Это не призыв немедленно научиться танцевать Хаку, это предложение обратить внимание на некоторые движения и позы, которые используют исполнители. Рассмотреть их как возможность менять свое состояние используя ресурсы тела.

Я разберу основные мышцы, использованные в танце маори с позиции Бодинамического анализа, а это значит, с точки зрения их психологической функции и воздействие на психологическое состояние танцующего.

1. Большая грудная мышца. Эту мышцу исполнители ритуала активируют ударами. Нам, подобного рода стимуляции мышц груди, знакомы по действиям Тарзана, которые на самом деле имитируют боевой клич гориллы. Эта мышца связана с осознанием собственной ценности, уважением себя, утверждением себя в разных ролях. Активируя эту мышцу при помощи внешней стимуляции (как в танце), при помощи внутренней визуализаци (направленное наблюдение за ощущениями в мышце) или при помощи движений, которые эта мышца выполняет, вы прямым образом воздействуете на свою самооценку и способность проявить свою ценность другим людям.

2. Ягодичные мышцы, мышцы тазового дна (большая, средняя и малая), активируются благодаря позе тела танцующих. Широко расставленные ноги, развернутые носки, согнутые колени активируют ягодичные мышцы и часть мышц тазового дна. Таким образом усиливая способность человека к выполнению взятых на себя обязательств, а так же давая фундаментальную опору позвоночнику, а значит чувству собственного достоинства.

3. Мышцы бедра. Танцующие активируют эти мышцы благодаря позе (сгибая при приседании в тазобедренном суставе), а так же стимулируют ударами. В соответствии с представлениями Бодинамического анализа мышцы бедра отвечают за социальные, территориальные и личные границы.

4. Диафрагма и реберная дуга. Активация происходит через дыхание, голос, а так же через прямую стимуляцию руками. Эти мышцы отвечают за способность человека сфокусированно действовать и сохранять возможность управлять своими эмоциями в ситуациях, где переживаются эмоции очень высокой степени интенсивности.

5. Дельтовидная мышца. Танцовщики делают множество движений руками как бы обозначая пространство вокруг себя. В Бодинамическом анализе эта мышца несет функцию создания пространства для себя в отношениях с другими людьми. Другими словами способность делать видимым свои интересы, ценности, желания и эмоции.

6. Подъязычные мышцы. Активируются при помощи открывании рта, высовывании языка, глубоком звучании. Помогают сохранять достоинство при переживании эмоций и в контакте с инстинктами, открытость к информации из мира в стрессовых ситуациях.

7. Щечные мышцы. Активируются при надувании щек. Отвечает за способность получать то, что хочется получить от других и "сплевывать" то, что не хочется.

Думаю, это далеко не все мышцы, которые активируются во время танца Хака. Но по их психологическим функциям становится совершенно очевидно, что мужчины или женщины исполнившие такой ритуал могут с достоинством встретить любое противостояние или стресс.

Мы можем перенять у них опыт, который они сохраняли тысячелетиями и получить доступ к глубоким ресурсам тела.

При подготовке статьи использованы материалы: Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System by Lisbeth Marcher

 

2016-09-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?