Применение эзотерики в практической психологии

Понятие эзотерики

Эзотерикой называют скрытые (тайные) практики, содержащие определенный набор методов, направленных на расширение сознания. Конечной целью этих практик является расширение сущностного мировосприятия через изменение Личности. В отличие от измененных состояний сознания, к которым стремятся приверженцы психокультов и последователи некоторых религий, изменения, достигаемые в результате эзотерических практик, имеют более постоянный характер.

Цели эзотерики в конечном плане совпадают с религиозными целями, но с какой-либо конкретной религией связь обычно отсутствует.
Не следует путать эзотеризм с оккультизмом, эти два понятия не являются синонимами. Оккультизм является частью эзотеризма, и лишь той частью, в которой применяются оккультные практики.

В наши дни представители эзотерических течений часто пытаются доказать неотделимость религии и философии от науки, а сами могут называть себя психотерапевтами, психологами, уфологами и т.п. Однако эзотерическая картина мира в корне отличается от той, что предлагает нам наука. Научные данные о происхождении нашего мира, жизни на земле и не только, живой природы, человека и т.д., расходятся с объяснениями эзотерики. Эзотеризм, в отличие от науки, не ведет никаких поисков ответов, но предлагает их изначально, а сами методики эзотерики невозможно воспроизвести научно или же рационально их доказать.

Мое мнение об эзотерике

По моему мнению, то, что сегодня называют эзотерикой, правильнее было бы назвать экзотерикой. Экзотерика – это учение философского или религиозного характера, доступное для непосвященных и не являющее собой какой-либо тайны. Экзотерика общедоступна и не имеет глубокого смысла, а потому противоположна эзотерике. Ведь сегодня обучение магии и погружение в прошлые жизни предлагается всем желающим, даже создаются специальные институты.

Главным недостатком эзотерики я считаю несовместимость с научным подходом, из-за которой работа в наши дни с более-менее образованным человеком является невозможной. Здесь все будет зависеть от степени веры человека.

В то же время множество психотехник основаны на эзотерических ритуалах, а потому прикладные методы являются незаменимыми. Помимо этого, наука (в нашем случае – психология) не может в 100% случаев найти обоснованное объяснение некоторым негативным симптомам. И даже когда научное обоснование существует, генетическая тяга к мистическому, преобладающая в сознании общества, не дает его применить. Причины нежелания признавать научные объяснения могут крыться и в религиозной принадлежности, приверженности традициям, желании найти источник своих бед на стороне, а не в себе (тайные враги, прошлые жизни, кармическое возмездие). Все это уводит человека далеко от источника и решения проблемы, зачастую усугубляя ее в будущем и вводя человека в зависимость от экзотерика.

Решение проблемы

Сознание нашего общества в данный момент находится на стыке времен: с одной стороны, мы не можем и не хотим отказываться от магического мышления, хотя ввиду научных открытий понимаем, что оно не дает ответов на все вопросы; а с другой стороны, научное сознание еще не сформировано. Что же делать?

На мой взгляд, выход – в совмещении эзотерики с психологией. В моей практике немало успешных случаев решения психологических проблем людей именно таким способом. Используя эзотерику в прикладном контексте и практикуя магические или парапсихологические методы, можно осуществлять научно обоснованную и безопасную для человека работу. При этом необязательно посвящать его в подробности, так как на это уйдет немало времени. Но после достижения результата обязательно нужно сделать акцент на том, что это он сам, благодаря своей воле и желанию исцелиться, достиг цели, а ваша роль, как обладателя тайных знаний, была второстепенной.

Пример из практики

Несколько лет назад одна из коллег попросила меня взяться за сложный случай, который никак не удавалось успешно разрешить представителям традиционных психологических школ, семейной системной психотерапии и психоаналитической психологии. Ко мне пациента отправили, как к представителю гипнотерапии, т.е., по некоторым представлениям, в конечную инстанцию, для крайних случаев.

Клиентами оказались жители Кавказа, 42-летняя женщина и ее 9-летний сын. У них была своя система ценностей и представления о мире. Помощь была необходима мальчику. Заявленных проблем было две: первая — страхи перед приведениями и джинами, сопровождавшиеся ночными кошмарами и иллюзиями; вторая — навязчивые мыслеобразы о том, как он ударяет мать ножом в область живота. При этом мать с сыном демонстрировали семейную идиллию.

Все осложнялось тем, что сроки оказания помощи были короткими, т.к. основная часть времени уже была потрачена на других психологов, и им надо было возвращаться домой в родную республику. В моем распоряжении были всего 3 сеанса.

Первый вопрос я решил быстро, так как причина была на поверхности. Я узнал, что перед появлением страхов отец мальчика, человек весьма образованный, вероятно, для профилактики религиозного фанатизма у сына, не очень деликатно дал понять, что Бога нет. Возможно, он не так конкретно выразился, но мальчик понял именно так.

Что же произошло, откуда страхи, иллюзии с призраками?

Папа, не подозревая сам о том, снял эзотерическую защиту, т.е. Бога, как защиту от темных сил. Он оставил сына один на один с эзотерической проблемой, т.е. с нечистью, о которой мы постоянно слышим из СМИ. Так как более зрелые психологические защиты у мальчика еще не успели сформироваться, а эзотерическую разрушили, появился невроз.

Что бы сделал эзотерик? Понятное дело, поставил бы защиту от демонов, почистил помещение и т.п. Психолог бы попытался доказать, что джинов не бывает, это проекции, гипнолог же попытался бы внушить спокойный сон и бесстрашие. Конечно же, я утрирую, но в целом и общем их стратегии выглядят именно так.

Я нашел компромисс: просто объяснил, что имел в виду отец, разделив понятия религии и Бога, и развернул, насколько это возможно, понимание божественного, которое намного шире, чем религиозное. По сути дела я восстановил и обновил эзотерическую защиту мальчика. Также при работе было оказано скрытое воздействие в лучших традициях эриксоновского гипноза. Как показало будущее, этого оказалось достаточно — страхи и иллюзии прошли.

Вторая проблема была куда сложнее. Так как мои коллеги уже пробовали рассмотреть нож как фаллический символ и представить случай из призмы своеобразного проявления инцестных тенденций, что не привело к положительному результату, я пошел иным путем. Хотя начинал бы так же, скорее всего.

Я ввел мальчика в состояние неглубокого транса с вербальной обратной связью, и мы прогулялись по его образам.
Полученные символы я решил интерпретировать на основе китайской книги перемен, где колющий предмет является символом психо-энергетического удара, по одной из систем это — сглаз. Дальнейшие действия были предприняты, исходя из стратегии работы со сглазом по теории причинности (работа с каузальным телом). Я просто предлагал ему самостоятельно манипулировать образами так, как это бы делал представитель указанной школы без участия клиента, т.е. сделал на время из мальчика эзотерика.

После этого сеанса он решил озвучить мне одно воспоминание. Когда ему было 5 лет, родители не ладили и часто использовали детей в своих конфликтах. Однажды отец пришел выпившим. Мать решила спрятаться в дальней комнате, а сыну наказала сказать отцу, что ее нет дома, она у родственников. Когда 5-летний мальчуган попал под допрос отца, он не выдержал и рассказал про мать. А потом побежал к ней и предупредил о своем признании. За это мама, находясь в сильном психоэмоциональном возбуждении, обозвала его «не мужчиной» и ударила по щеке.

Что произошло? Тот самый сглаз, т.е. психоэнергетический удар (ее удар ножом), подкрепленный физическим воздействием, с сильной фиксацией, выражаясь научно. Понятно, что оплеуха предназначалась не ему, а папе, однако мальчику, как мы видим из последствий, от этого не легче. Получается, что бессознательное мальчика, символично и навязчиво возвращало нож обратно, к его хозяйке, матери. Потом всплыла еще пара обид, но они были катализатором проблемы, и поэтому описания их не являются значимыми.

Итак, при помощи комбинации психологии и эзотерики мы красиво, через метафору (язык бессознательного), разрядили пружину агрессии, поиграв с образами, и максимально быстро получили нужный инсайт.

При выводе из состояния постгипнотического сна-отдыха я пригласил мать в кабинет, предварительно подготовив ее к непростому и откровенному разговору с сыном. Я специально пригласил ее присутствовать в момент его пробуждения, которое символизировало новое рождение. Они поговорили обо всех трех случаях на родном языке, в процессе обоюдно расплакались и обнялись. Это было настолько трогательно и энергетически заряжено, что слеза накатилась и у меня. Было ощущение, что это была их первая встреча после очень долгой разлуки.

Проблема была решена. Мальчик вернулся домой полностью здоровым. Этот успешный случай доказывает эффективность использования эзотерики в прикладном виде, как незаменимый метод работы со сложными и пикантными проблемами, особенно при осложняющих работу обстоятельствах, таких как религия, традиционный уклад, отсутствие времени для маневра и т.д.

2015-05-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?