Здравствуйте, друзья!

День за днем мы приближаемся к самому романтичному месяцу года – маю.

Когда-то (совсем недавно) это было  бодрое время торжественных демонстраций и пламенных речей о солидарности трудящихся, теперь им на смену пришло копание в земле на дачных участках и массовые всероссийские шашлычные пикники под свежей зеленью березок. И даже если вы не планируете участвовать в митингах и праздничных (или протестных) шествиях, поводов для произнесения красивой яркой речи в ближайшее время можно найти предостаточно.

В прошлый раз мы говорили о том, как добавить выступлению значимости, как напомнить аудитории о жизненных ценностях. Сегодня давайте начнем знакомство со специальными риторическими приемами, которые делают наши слова более выразительными и впечатляющими – их еще называют фигурами речи.

Стилистические приемы.

Некоторые специалисты по риторике называют стилистические приемы формулами красноречия, главные переменные которых – тема выступления и ценности, которые она поднимает. Эти приемы хороши не только для тостов и поздравлений. Фигуры речи помогают делать речь более богатой, оригинальной, они вплетают в наше выступление личный неповторимый художественный стиль – будь это бизнес-спич, предвыборная агитация или задушевная беседа с родственниками.

Важно учесть, что приемы должны звучать естественно, быть органичной составной частью речи. Применение ради применения выглядит неуместно, слишком (порой до комичности) пафосно и может совершенно испортить все выступление – а заодно и репутацию оратора.

Фигур речи есть довольно много – рассмотрим некоторые из них.

Аллитерация – повторение чаще обычного в речи одинаковых или похожих согласных звуков, которое достигается специальным подбором слов. Аллитерация придает речи особую выразительность, ненавязчиво акцентирует внимание публики на определенных моментах выступления, помогает их лучше запомнить. В русском языке этот прием больше поэтический, чем ораторский:

Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн

К Бальмонт

 В англоязычной риторике аллитерация – повторение согласных только в началах слов с той же, впрочем, художественной целью. «Англоговорильщики» очень любят играть с аллитерациями. Часто этот прием можно найти в пословицах, девизах, афоризмах, названиях литературных произведений:


Pride and Prejudice – Гордость и предубеждение

It’s neck or nothing - Либо пан, либо пропал

last but not least – последний по очереди, но не по значению

Аллитерация – прием увлекательный, особенно, когда начинает получаться ). Важно помнить о чувстве меры, иначе неуместный перебор с повторяющимися согласными сделает нашу речь смешной или глупой.

Асиндетон – бессоюзие. Как уже ясно из названия (особенно из греческого варианта :) ), это построение речи, при котором из нее убираются союзы. Для слушателя такая речь выглядит нормальной и, в целом, понятной и в то же время – чуть необычной. Он словно вынужден добавлять недостающее сам, вовлекаться в процесс осмысления услышанного. Бессоюзие может добавить нашей речи стремительности, динамики, экспрессии, а может, наоборот, подчеркнуть созерцательную неспешность.

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет...

АС Пушкин

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет...

А Блок

Полисиндетон – многосоюзие, добавление в речь дополнительных союзов. Прием, противоположный предыдущему. Он создает ритм, музыкальность, несколько замедляя темп, словно демонстрирует важность каждого отдельного слова, подчеркивает выразительность речи в целом.

И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова

Б Ахмадулина

А Кошкин никак не мог понять, что Алый умер. Он гладил его и говорил:

- И колбаса там будет, и сало, и коржики...

Ю Коваль

Оратор, использующий многосоюзие в своем выступлении, должен четко понимать, когда прием заканчивается – иначе можно попасть в ловушку повышающейся интонации. В чем она состоит? Человеку свойственно при перечислении постепенно повышать интонацию – в то время как окончание фразы чаще всего подчеркивается понижением. Перечисляя с повышением «и первое, и второе, и третье!», мы можем оказаться в ситуации, когда слова закончились, а интонационная точка не поставлена – и приходится рушиться вниз неуместным «во-от» или еще более неуместными нечленораздельными выкриками:

Следовательно, многосоюзие с повышением интонации нужно закрывать другими фразами или произносить, понижая интонацию на последних словах. Хотя – говорят, этот самый Ховард Дин после своего вопля стал более известен миру, чем в результате политической деятельности ))

Что ж, трех стилистических приемов для начала будет достаточно, чтобы занять себя энергичной практикой до нашей следующей встречи. Скоро мы продолжим интересную беседу о красивых фигурах – фигурах речи. А пока – работать! Подберите несколько вариантов применения аллитерации, бессоюзия и многосоюзия и отработайте их. Как будет получаться – рассказывайте, обсудим. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту [email protected] До встречи.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами