Что такое гнев?
Гениальный Перлз говорил, что гнев является обратной стороной беспомощности. Он проявляется тогда, когда человек ощущает свою беспомощность перед трудностями и гнев служит ему для компенсации недостаточности.

В толковом словаре Ожегова «Гнев – чувство сильного возмущения или негодования». В православной трактовке гнев – страсть, потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; является четвёртой из восьми главных страстей.

Гнев, это очень человеческое чувство знакомое людям с незапамятных времён. Я смею отметить отличие злости от гнева. Злость возникает при нарушении границ. А вот гнев… Как рождается гнев? Говоря просто следуя Перлзу, гнев рождается от беспомощности в ситуации ограничения. Некое чувство в защиту справедливости. Когда только и остаётся, что негодовать. В негодовании гневом «накрывает». Люди пережившие аффект гнева, описывают это ощущение как: захлебнулся, помутилось сознание. Злость и чувство бессилия в сложившихся обстоятельствах.

Но бывает и так, что человек застревает в своём гневе. Гнев, как незавершенный гештальт живет в человеке разъедая его душу. Гнев в застывшем гештальте вспыхивает раз за разом ожидая удовлетворения своей потребности. Главная причина – борьба за справедливость, доказательство и защита праведности, как месть! Главная потребность - самоутверждение! Всегда находиться какая-то эгоцентричная причина, с помощью которой человек пытается всем доказать, что ЕГО гнев был направлен на установление справедливости. Опытный проектант, ещё и способен создавать обстоятельства для оправдания своего гнева. Организм стремиться к гомеостазу, вновь и вновь видя и создавая нужные истории для завершения гештальта. В классическом случае, мы можем получить параноидальный тип личности. (Ненси Мак Вильямс). Не случайно о таких людях говорят – гневливые люди. При неосознавании своей потребности, неконтролируемый гнев, может привычно, импульсивно, возникать при любых ситуациях и отношениях в жизни.

Подробные писания состояния гнева, мы встречаем в православной литературе. По их версии существует три вида гнева:

Первый. Праведный гнев.

Второй. Неправедный гнев.

Третий. Гнев Божий.

«Праведный гнев – это когда попрана справедливость словами богохульника или святотатца» – говорится в одном христианском словаре.

Гнев против человека не может быть праведным. Даже если гневливый человек защищает справедливость и истину.  Доколе известно, что у каждого своя истина и справедливость. И про пути Господни, тоже известно. И уж не грешит ли тот, кто в эти пути вмешивается? Где уж тут праведность? Таким гневом, кроме собственной души ничего больше не разрушишь. В гневе на ближнего, как спасение от беспомощности друг за другом, хороводом идут спутники: сплетни, интерпритации, обесценивание, ревность, зависть, ярость, злопамятство, мстительность, паранойя.
А что если брат или сестра нарушает законы Божии? Убийство, инцест, воровство, ну мало ли… Вроде как и против закона Божьего, будет ли это «праведным гневом»?
И тут верный апостол призывает нас к тому, чтобы мы не гневались, а отдавали все на суд Божий.
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Римлянам 12:19-20).

Вот и полная инструкция. Всё просто, «будьте как дети малые», ответственность снята. Были бы как дети, не было бы войн и незавершенных гештальтов.
Третий вид гнева. Божий гнев.
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Римлянам 1:18).

В моей интерпретации – закон причины и следствия. И здесь, я верю в терпимость и многомилостивость, сострадание и любовь. Собственно, много делать и не нужно. Всё сделается само собой. И родовые сценарии и как следствие поведение детей. Вот она кара Божия, до седьмого колена. Молись, не отмолишься, пока не осознаешь по буддистки.

И теперь, о самом главном, о Дне рождении гнева.

Проекции – как ни крути, мы не можем видеть в людях то, что в нас нет. Проекция дает определенное удобство человеку, защищает его от неприятных переживаний. Ведь гораздо спокойнее считать виновником всех своих неудач кого-то другого, чем признать не слишком лестные свойства характера в себе самом. Кроме того, всегда существует соблазн переложить ответственность за свои неприятности на чьи-то плечи. Тем не менее, для того, чтобы избавиться от своих проблем, приходится прежде всего признать свое собственное несовершенство.

Истина и установки – те самые интроекты, с которыми мы не рождаемся, но на которые опираемся как на «костыли» для праведности жизни. С "интроективного импульса" - я знаю как "должно и это неоспоримо и поддерживаемо (социумом, правилом, заповедью)", рождается чувство "нарушеной справедливости" и казалось бы, даёт полное право, на излияние «праведного гнева». 

Если, на вас снизошел подарок "божиего благословления" и вы обнаружили свой гнев, не нужно бежать от гнева и отрицать его. Для терапии гнева, возьмите на вооружение Гурджиевские «3 дня».  Медитируйте на свой гнев, усиливая и отпуская его. Рассмотрите свой гнев как искусный бриллиант. На уровне тела, найдите его место жительства. В этажерке с ретрофлексией – амплифицируйте. Благодарите себя, за смелость смотреть своему гневу в глаза. Ассимилируйте. Оцените освободившуюся энергию и ресурсы.

Надеюсь, мои размышления, кому то помогут осознать и справится с чувством гнева. И главное помнить, противоположна гневу – КРОТОСТЬ.

 

P.S.

«Кто склонен к гневу, должен взять розу, немного шалфея и растереть их. Когда гнев воспылает в нем, пусть держит этот порошок в ноздрях. Шалфей уменьшит гнев, а роза сделает счастливым»,


—  учит немецкая монахиня и целительница 12 века Хильдегарда Бингенская.


Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами