Психоанализ и воспитание детей

👁 30

Психоанализ представляет собой метод глубинной психологии – того, что стоит за сознанием человека - что не осознается. Это сила, которая «ведет» нас в жизни и часто можно услышать такие фразы: «не знаю, почему я так сделал, как будто что-то заставило, это было сильнее меня и т.д.…» - все это объясняет мысли, поступки, не поддающиеся объяснению. Причем в психоанализе есть основа, посредством которой происходит понимание личности, которая представлена психическим аппаратом человека, включающее ОНО, Я и СВЕРХ-Я.

На первом месте стоит ОНО – берет начало из физиологии, потребностей, инстинктов самосохранения и самореализации, захватывает всю область сексуальности. На втором месте находится Я – часть, которую мы показываем людям, находится в согласии с моралью и обществом. Третье место занимает СВЕРХ-Я, которое воплощает интимную мораль человека и его судью. Фраза «я больше не могу, это сильнее меня» демонстрирует бессознательное - ОНО (силу, которую человек не осознает), а также напряжение, которое вызывает эта сила в связи с тем, что человек что-то терпит, а это показывает начало развития внутреннего конфликта. Таким образом, две силы Я и ОНО сталкиваются и, в результате появляется ощущение напряжения. С одной стороны, Я слишком сурово по отношению к сильному ОНО, с другой стороны  - Я оказывается сдавленным ОНО, вследствие чего возникает страдание Я, которое может проявляться в виде физических или психологических симптомов.

Изучение механизмов психологии показывает, что функционирование нашего тела вызывает формирование потока потребностей и инстинктов (влечений). Этот поток З.Фрейд назвал ЛИБИДО. Для человека ЛИБИДО представляет собой сильнейший жизненный порыв, который влечет реализовать собственный человеческий тип и реально воплотить себя в материальном и духовном плане, то есть то, о чем человек мечтает, (духовный план) и, что воплощает в жизнь (материальный план). Вот почему многие люди, которые отказались от своих помыслов в юности, в зрелом возрасте жалеют о том, что не смогли осуществить свою мечту и свой жизненный порыв, рационально объясняя, что можно устроиться в жизни лучше и отказывались от своей затеи. Таким образом, ЛИБИДО можно назвать творческим порывом, который движет человеком всю жизнь.

Говоря о человеке, нельзя упускать из виду природную сексуальность. Причем сексуальность не стоит понимать только в прямом смысле слова, она «является в природе естественным проявлением креативности» так как у человека креативность берет начало в физиологических влечениях. Это такая же сила, которая «движет» человеком во всех направлениях творческой плодовитости: стремление к сексуальной цели, а также к высшей духовной цели и эмоционально-чувственных проявлениях (плодах творчества). Поэтому важно понимать, что человек, который подавляет такую силу в каком-либо направлении, закрывает возможность реализации собственного потенциала, который есть изначально в каждом из нас.

Причем все, что может помешать проявлению различного рода активности  - критика и непринятие физических, духовных порывов, смелости мышечной активности, проявление любопытства и т.д. в детском возрасте, а особенно по достижению возраста генитальной сексуальности (12 лет) отразится во взрослом возрасте на творческом развитии мужчины или женщины.

Такие проявления человека регулируются принципом удовольствия/неудовольствия. Как любое живое существо человек ориентирован на то, что приносит удовольствие, хорошее или лучшее самочувствие, в результате чего он становится упорным в достижении чего-то, что, может быть не сразу, а потом принесет ему удовольствие. Если что-то вызывает неудовольствие, то человек отворачивается от этого, отказываясь от привлекательной для него деятельности.

В психоанализе также существует термин СУБЛИМАЦИЯ – это так называемое направление либидо на достижение отдаленных целей человека, когда инстинкты поставлены на службу творчества и появлению плодов этого творчества. Таким образом, все достижения нашей цивилизации носят характер сублимированной энергии либидо.

У ребенка с развитием памяти, интеллекта, владением собственным телом наступает период подражания. Это самый лучший способ понравиться самому себе – делать как взрослый, выучить то, что знает взрослый, владеть вещами, которыми владеет взрослый и т.д. Все это направляет ребенка в сторону подражания и формированию чувства принадлежности к своему полу: еслиребенокдевочка – женщине, если это мальчик – мужчине (что проявляется в играх детей, где они имитируют женщин и мужчин из круга общения своей семьи).

На этом этапедетимогут испытывать потрясения, испытывать сильные чувства по отношению к взрослым, которых они любят, в это же время очень часто начинаются неврозы. Потому что, многие амбициозные проявления детей воспринимаются родителями плохо: могут вызывать тревогу, раздражение, критику. В итоге взрослый осуждает ребенка и запрещает даже претендовать на такие проявления. Ребенок страдает, а те силы, которые заставляют ребенка действовать, требуют выхода наружу. Опыт показывает, что при таком раскладе имеют место быть следующие последствия:

  • В одном случае развития событий ребенок предпочитает себя раздавить для того, чтобы чувствовать себя любимым. Поэтому он предпочитает остаться малышом, возвращается к уровню удовольствий младшего возраста, продолжает или начинает писаться в кровать, не слушается, требует к себе повышенного внимания, становится обидчивым и т.д. Он живет в мечте, избегает реальности, которая может подтолкнуть к запрещенным или неодобренным родителями (или воспитателями) путям. За этим следует неуспеваемость в школе, ведь все, что могло бы побудить его развиваться, взрослеть и осваивать что-то новое, неинтересно, так как запрещено.
  • В другом случае, моральное страдание переносится на сам источник либидо, на физиологию, имеет место торможение или остановка всего того, что питало влечение и интерес ребенка: остановка или торможение в развитии его желез, апатия, потеря вкуса к жизни, потеря аппетита, формирование слабого места в организме, которое подхватывает любое заражение. Это такие дети, которые были здоровы до 3-4 лет, а затем болеют всевозможными болезнями.
  • В последнем случае реакция может дать о себе знать так: если у ребенка сильный темперамент, мощное либидо, тогда он борется, становится оппонентом, негативистом, что сопровождается обесцениванием родителей, он становится грубым нарушителем дисциплины, формируются нарушения в характере, что подрывает его эмоциональную устойчивость, нарушает аффективное (эмоционально-чувственное) равновесие. Такие реакции детей подвергаются еще более жесткой критике родителей или других взрослых, что вызывает у ребенка сильное чувство вины и усугубляет ситуацию еще сильнее. Поэтому очень мало детей выходит из такого морально тяжелого состояния из-за вызываемых ими осложнений и потери восторженного уважения к образцу (родителю/взрослому), которого он не любит и не уважает, а начинает бояться. Если такой ребенок может найти другие образец для подражания, которого он будет уважать и любить, или он будет помещен в другую среду, в атмосфере понимания, тогда есть шанс спастись ребенку, но для родителей он будет потерян. Если ситуация усугубляется и, ребенок все больше внутренне озлобляется, привыкает жить в несогласии со средой, все больше укореняется в состоянии внутреннего бунта, вследствие чего у него обедняется внутренний порыв к жизни, так как к этому ведет любое враждебное чувство, тогда формируется следующие симптомы: тики, заикание, ночные страхи, навязчивые идеи.

Говоря о воспитании, следует сказать, что оно заканчивается в возрасте 7 лет, в дальнейшем изменить что-то внутреннее у ребенка практически невозможно, меняются только внешние проявления.

Однако надо стремиться улучшить состояние ребенка или подростка, излечить его, что в результате даст возможность лучше использовать то, что есть, а не восстанавливать то, что было разрушено и обеднено в плане инстинктов.

По мнению французского психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто, необходимо осуществлять психологическое воспитание, которое заключается в пробуждении любви к священной жизни во всех ее формах, в становлении, как к ценности. Необходимо понимать, что разочарования и крушение иллюзий преходяще, чтородителисделали все, что могли в той аффективной ситуации, в которой они находились.

Хотя стоит понимать, что ребенка нужно воспитывать в жизни в его поколении, чтобы как можно больше времени он проводил со своими сверстниками, чтобы он смог создать аффективные контакты без контроля взрослых и их взгляда, тем более их родителей. А, если ребенок смирился со своим положением, значит, он сделал выбор в пользу невроза. Например, я знаю многих молодых людей, имеющих проблемы психологического плана, страдающих от давления своей родительской семьи, желающих стать самостоятельными, но отказывающихся от этого по причине недовольства их самостоятельностью родителями.

В этом плане семья – это то место, где ребенок становится цивилизованным, приобретает нормы и правила общества, при этом всегда должен иметь возможность получить поддержку и ободрение, особенно, когда происходит крушение надежд и иллюзий вне семьи  (в школе, в учебе, с друзьями и т.д.), пока он еще не окреп морально и психологически. Однако во многих семьях дети часто видят отрицательную реакцию родителей в виде слов «начали за здравие, кончили за упокой» или «так тебе и надо» и т.д., предсказывая неудачи своим детям. Другие – могут постоянно отвлекать детей от их занятий своими поручениями, делают за них задания, чтобы не тратить время на объяснения, ставят ребенка ниже себя или наоборот – преувеличивают его значимость в семье, упрекают его, что он не такой как другие или брат/сестра и т.д. Все это и многое другое калечит самые главные инстинкты личности.

Необходимо помнить, что ребенок рождается, чтобы уйти из семьи, стать устойчивым, а это возможно только в случае его собственного выбора поведения соответствующего его темпераменту. Любоевоспитаниеявляется хорошим, не калечит, когда родитель предлагает ребенку такую форму жизни, которую испытал сам, но при этом поддерживает свободу его выбора – пойти по его примеру или выбрать другой путь.

В статье использованы материалы книги Франсуазы Дольто «Психоанализ и воспитание»

Ф. Дольто «Психоанализ и воспитание», с.76

Шарунова Екатерина
2018-11-12
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?