ПсихоФилософия: Смерть (часть №1)

Феномен смерти

(часть №1)

 «Смерть – это зачерненная сторона зеркала,

без которой мы бы ничего не увидели»

Сол Беллоу

Смерть – одна из самых загадочных и таинственных данностей человеческого существования. Она обладает парадоксальным эффектом: мы знаем о ней и не знаем ее. Вопросы, которые окружают феномен смерти вечны. Однако, отношение человека к смерти двойственны по природе. С одной стороны человек стремиться избегать разговоры о ней, т.к. в современном мире наложено «табу» на откровенные, «задушевные» беседы о смерти. Тогда как с другой стороны, у человека появляется интерес узнать, что же находиться по ту сторону света, т.е. сделать её доступной для осознания. Несмотря на такое противоречие, человек иногда размышляет о смерти, и порой такие размышления могут изменить человека, поставить его с ног на голову.

Для человека смерть, как terra incognita, что-то непостижимое и далекое. Ф. Бэкон (1627) писал, что «… люди бояться смерти по той же самой причине, по которой дети бояться темноты. Они не знают в чем здесь дело». Однако неизвестность манит своей привлекательность. Поэтому начиная с древних времен, человек пытался объяснить феномен смерти на понятном себе языке. Для полного описания смерти он ее «очеловечил». Например, тибетский бог Яма; древнегреческий бог Анубис или греческий бог Танатос. Не смотря на довольно разное отношение к смерти в мифах и легендах, у людей древнего мира был один общий вопрос: «Почему человек стал смертным?». При этом объяснение идет от противного. Так, в некоторых племенах Африки считают, что человек проспал свое бессмертие, когда боги его раздавали. В свою очередь, в других эпосах, смерть – это кара или наказание за проступок. В то же время представление о загробном мире было тоже различное. Так, Сократ считал, что после смерти человек будет находиться в кругу мудрецов, которые ответят на все вопросы. Платон предполагал, что после смерти человек сможет увидеть абсолютный мир «идей». В средние века богословы составили точную «карту» загробного мира. По мере развития человека, феномен смерти проникал в философию, психологию, эзотерику и т.д. У каждого направление было свое понимание и ключевые идеи данного феномена.

  • Феномен смерти в религии.

Одна из главных функций религии – объяснение того, что будет с человеком после смерти. Интересное представление о загробном мире было у народа Шумеры (IV-III тыс.д.н.э.). Они считали, что после смерти человека ожидает унылое волочение своего существование, где хлеб горький, вода соленая, а люди обитают в темных нечистях. В свою очередь в древнем Египте, после смерти человека его имя и душа отправлялась на небо, взлетая как птица. Тогда как двойник человеческого тела (Ка) обитает в загробном мире, и его необходимо мумифицировать. В Индии превалирует идея реинкарнации души или энергии. По поводу судьбы человека, после смерти, в христианстве хорошо сказал апостол Павел: «… когда умирает близкий нам человек, мы не должны скорбеть, как неверующий, незнающий о том, что смерть, как бытия нет, а есть только переход из мира настоящего в вечность».

  • Феномен смерти в эзотерике.

Для представителей эзотерики смерть – это обратный процесс рождения, это процесс «разновоплощения» сознания. При этом один из видных деятелей данного направления А. Бейли (1960) считает, что существуют две основные причины страха смерти у людей: 1) «ужас между неведомым и неопределенным, ожидающих нас после смерти» и 2) страх разрыва с физическим телом, с которым мы по ошибке себя отождествляем». По их мнению, у людей в момент смерти происходит «блокировка» сознание, т.е. мы перестаем помнить свои прежние перевоплощения, т.к. они глубоко уходят в подсознание. Так же, они говорят, что в момент смерти необходимо добиться полной ясности сознания, но для этого нужен, в течение жизни, «проводник» в лице духовного гуру.

  • Феномен смерти в психологии.

А. Адлер (1926) говорил, что «… невозможность предотвратить или запрограммировать, или проконтролировать свою собственную смерть – является одной из самых главных причин чувства неполноценности у человека». В то же время З. Фрейд (1930) писал: «… если мы признаем, как не допускающий исключения факт, что всё живое умирает, возвращается в неорганическое, по причинам внутренним, то мы можем лишь сказать, что цель всякой жизни есть смерть и, заходя еще дальше, что неживое существовало прежде живого… Наши инстинкты, эти сторожа жизни, первоначально были спутниками смерти». Тогда как К.Г. Юнг (1959) говорил, что «… бегство от смерти – это нечто нездоровое и ненормальное, т.к. лишает вторую половину жизни ее цели». Пионеры психодинамического направления смотрели на феномен смерти через призму своих теорий: комплекс неполноценности, инстинкты и процесс индивидуации. В свою очередь, теория В. Франкла тесным образом связана со смерть. По его мнению, «смерть – это двигатель в поисках смысла». В дальнейшем, последователи логотерапии пришли к выводу, что страх смерти равняется «пустоте» в жизни. Мысль о смерти приводит к осознанию своей жизни, что «Ты» что-то упустил, и тогда смерть превращается во врага, а умирание в тяжелую муку. Поэтому если жизнь человека была наполнена яркими красками, то смерть он воспринимает спокойно. И. Ялом (2000) писал: «момент преодоления смерти – это фундаментальный мотив человеческих переживаний». При этом страх смерти нужно признавать, а не избегать. Необходимо его пережить, встретиться с ним лицом и посмотреть в глаза. Современные психологи проводят четкую грань между страхом смерти и умирания, т.к. это играет важную роль в психотерапии. Так, страх смерти ассоциируется с разлукой близкими (никогда больше не увижу); не знания того, что будет дальше (неизвестность); утрата того, что достиг в этом мире и др. В свою очередь страх умирания – телесные мучения; смерть в одиночку; неизбежность потеря контроля над собой и своей жизнью и др. Так же страх смерти сопровождается сильной тревогой, которую можно охарактеризовать, как «ужас-ужас», тогда как страх умирания – повышенной тревожностью и чувством внутреннего беспокойства.

Таким образом, можно сделать выводы, что смерть и жизнь взаимосвязаны, они существуют в одной плоскости. При этом смерть может выступать первичным источником тревоги и приводить к психопатологии

2016-07-24
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?