Слово ревность имеет корень из греческого «Zelos», что означает рвение, соперничество и говорит об интенсивности чувств. Ревность направлена на третье лицо, на конкурента, который воспринимается, как захватывающий привязанность объекта любви. Она вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот, к кому ревнуют. Д. Кинсли добавляет ещё и четвёртую сторону - публику, которая всегда интересуется тем, как складываются отношения между партнёром и соперником.

Ревность проявляется, когда появляется угроза для взаимоотношений, она может быть как реальной, так и воображаемой. Ревность связана с имевшейся ранее уверенностью человека в любви близкого человека и с его представлением, что только он вправе обладать им. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозрительность. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к трагическим последствиям.

Ревнивец конструирует в своём воображении некую сцену и выстраивает отношения между вымышленными персонажами. Узы страсти связывают ревнивца не только с объектом ревности, но и с "соперником", который всегда не только похож на самого себя, но обладает именно тем, чего не хватает ревнивцу. Соперник отнимает не просто любовный объект, а часть собственного образа, наиболее значимую часть Я.

Ревность, как защитный механизм в системе

Часто ревность служит некой функцией во взаимоотношениях, неким «громоотводом» от реальной внутренней проблемы одного из партнеров. Тогда ревность становится проекцией собственных болезненных ощущений на своего партнера.

Порой ревность в паре становится некой «вуалью» за которой кроется неудовлетворенность в себе, в несостоятельности партнера в той или иной сфере, болезненном чувстве безопасности, уходящим корнями в глубокое детство, осознанием, что отношения давно закончились и перешли в стадию инерции и соответствующим страхом в признании этой горькой правды и прочих подобных ситуаций, порой часто не имеющих отношения к сексуальному аспекту во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной и не имеющих реальной объективной подосновы для возникновения ревности. Тогда на арену выскакивает «спасительная» защитная ревность, которая помогает человеку остаться в рамках собственной обусловленности, не испытывать тот болезненный толчок, раскрывающий сознание, ведущий к новому более полному восприятию себя и, как следствие, мира.

В подобных случаях ревность может выступать как способ освобождения либо бегства от изживших себя отношений либо ушедшей любви. Или как средство коммуникации между партнерами, когда реальные внутренние причины не осознаются либо не могут быть выражены одним из партнеров, а импульс от них выходит во внешнее пространство через чувство ревности.

Фрейд считает, что ревность проявляется уже в детстве и связана с Эдиповым конфликтом.

Возникновение детской ревности обусловлено процессом формирования собственного Я ребёнка, который с одной стороны, отделяется от материнского тела, с другой стороны, пытается присвоить его себе в качестве внешнего объекта, найти способы удержания матери. Однако встречая тот факт, что прежние оральные узы, связывающие его с матерью, оборваны, ребёнок находит, что ему предстоит играть по новым правилам и строить взаимодействие на основании желаний Другого. Тогда-то и обнаруживается третья вершина эдипального треугольника: инстанция желания Другого, в которую вписана мать, и чтобы удержать её внимание нужно понять условия игры этого Другого, принять его законы или начать оспаривать их, настаивая на своём. В этих отношениях с законом Другого, который принимает облик соперника, и берёт свое начало ревность.

С позиции системного подхода феномен ревности рассматривается как результат динамики в парных отношениях. Системные терапевты считают, что ревность это некая функция в системе пары, а не свойственное лишь одному чувство. Это также и способ коммуникации в паре.

Высокоорганизованная система (пара) находится под влиянием и влияет на более низко-организованную систему (действия, мысли, эмоции ревнующей личности). Эти влияния могут оказывать как позитивные последствия, т.е. способствовать изменениям, так и негативные, закрепляющие и поддерживающие проблему ревности. Разрушение негативных образований в более высокой системе (отношения), могут включить или стать следствием изменений в более низко организованной системе (ревнующая личность).

Например, роль жертвы является произвольным решением, в которой принимают участие оба. Если муж играет роль «неверного негодяя», системный терапевт полагает, что жена жертвует либо берет что-то из роли жертвы. Цель терапии изменение этих произвольных позиций.

 

Марианна Сейранян
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами