В результате многолетних генеалогических поисков, у меня сложилось впечатление, что не существует зримых и незримых препятствий, которые мешали бы начать процесс собирания истории рода. И если эти препятствия существуют, то все они носят психологический характер. Почему одни люди хотят, могут и делают, а другие сопротивляются даже помыслить о подобной работе? С чем это связано? Может ли психолог влиять на процесс изучения истории своего рода? Ну, допустим, на его скорость? И на каком этапе генеалогических исследований стоит подключаться? На эти и другие вопросы попробую ответить.
Можно разделить весь процесс сбора информации о своем роде на несколько этапов – начальный этап («с нуля»), середина процесса («что-то уже есть, но процесс поиска остановился») и этап многолетних поисков. На каких этапах возможна помощь психолога и что это будет за помощь – консультация, полезная информация, тематические групповые занятия или терапевтические сессии?
В начале поиска информации о собственных корнях закономерно возникает вопрос - что я хочу получить, благодаря этим знаниям? От этого ответа, на самом деле, зависит вся последующая работа, ибо связан этот вопрос с выявлением мотивации к этой работе.
Мотивация может быть осознаваемой и неосознаваемой. Для того чтобы выявить осознаваемую мотивацию большого труда не надо. Немного поразмышляв, попытайтесь сформулировать для себя ответ на этот вопрос на чистом листе бумаги. Для того чтобы разобраться с неосознаваемой мотивацией нужно больше времени. В данной ситуации можно растянуть самонаблюдение на несколько дней, ежедневно отвечая на этот вопрос. Каждый день будут появляться новые версии, но это-то и интересно. Чем больше новых версий, тем лучше, будет, за что зацепиться в сложные периоды поиска.
Иногда люди связывают поиски информации о роде с собственными достижениями, в других случаях ищут ответы на важные для себя вопросы (Кто я? Зачем я?), в третьих – нуждаются в разрешении на действия, вызывающие страх и недоверие (вопросы женитьбы, организации своего бизнеса, переезда в другую страну и т.д.). Иногда это разрешение на то, чтобы быть богатым или счастливым в браке. Замечено, что при подтверждении, что в роду были люди с высоким материальным достатком или счастливые в долгом браке, человек быстро присваивает себе новый опыт (или убеждение) – «я имею право быть богатым» или счастливым, или удачливым… В некоторых случаях, люди считают, что они восстанавливают справедливость, реанимируя историю своего рода, «потому что род был древний и люди в нем уважаемые, надо, чтобы о нем знали».
По моим наблюдениям, огромным потенциалом является, поистине ценная находка - «забытая» родовая национальность. Клиенты часто делятся, что подспудно догадывались об этой особенности родовой идентичности –наличия греческих, татарских, польских или каких-либо других корней. Дескать, всегда как-то особенно притягивали к себе (или вызывали другие сильные чувства) и люди этих национальностей, и их песни, язык. Что уж говорить, что, впоследствии, при благополучном принятии своей национальности, одними из самых «запускающих», ресурсных мелодий становятся «родные по крови» мелодии, а самыми полезными поездками – становятся поездки в страны, которые по праву можно назвать своими вотчинами.
Наряду с мотивацией может появиться и сопротивление процессу узнавания информации о роде. В нашем случае правильнее определить его, как непонимание, а иногда и возмущение перед утверждением, что этот процесс необходим. Но о сопротивлении поговорим чуть позже.
Иногда на процесс работы с родом возлагаются, мягко скажем, «странные» ожидания – «Ищу информацию о роде с надеждой, что найду дворянские корни, будет, за что себя уважать» или: «Мне говорили, что это может повлиять на мое самочувствие, решить ряд моих личных проблем».
И в том, и в другом случае, вряд ли ответ будет положительным. Во-первых, можете не найти (как тогда будете относиться к себе и своему роду?), а во-вторых, проблемы могут не решиться. Складывается впечатление, что есть тенденция использовать информацию о роде как «палочку-выручалочку» практически во всех случаях. Это вряд ли получится. Чаще всего, в данном случае, взывают к чужому опыту, чужим находкам, но в том-то и дело, что это все - чужое. У вас свои исходные данные и есть все возможности не только найти информацию о своем роде, но и принять ее, свыкнуться с исторической правдой, осознать вариативность человеческой природы и успешных жизненных сценариев.
Также следует предостеречь и других людей. Для меня сформировалась, так называемая, «группа риска» - люди, которым я временно не советую посещать свои группы. Это те, кто находится в состоянии утраты близких людей (чаще родственников) и люди, с острыми психотическими и невротическими состояниями. Сначала я предлагаю преодолеть острый период, а потом уже учиться собирать и анализировать информацию о роде. Работа с этими людьми иногда возможна, но только в индивидуальном ключе, не групповом.
Значение мотивации в процессе собирания информации о роде трудно переоценить. Это, пожалуй, самое главное. Без мотивации не будет ни движения, ни результатов. Потому что процесс восстановления собственной истории, требует усилий, преодоления, умения ждать и быть готовым к изменениям «текучести сюжета» родовой истории.
Теперь вернемся к сопротивлению на данном этапе. Сопротивление в теме поиска информации о роде - это нежелание, страх, а иногда и протест против этой деятельности. Как обычно выражается это сопротивление, о чем оно может рассказать и что можно с этим сделать?:
- «Все это скучно и не нужно» - это мнение принимается мной с пониманием. У людей есть право так думать и чувствовать. Они могут прийти к этой теме позднее, а могут не прийти никогда. Уговаривать не нужно, разве только вдохновить своим примером.
- «Зачем изучать прошлое? Старики нас только назад тянут. Мы наш, мы новый мир построим». Чаще всего это говорит о сложностях со старшими родственниками. Возможно, причина тому - противоречивые чувства к ним (чаще, это родители или бабушки-дедушки) и, как следствие, их непринятие. Чувства гнева или стыда не дает рассмотреть то ценное и полезное, что было унаследовано от них. Вспоминается только то, что вызывало отрицательные эмоции. Здесь есть возможность осознать свои обиды и попробовать их проработать с психологом. Большой популярностью пользуются группы по налаживанию отношений с мамой. Вот уж точно «не зарастет народная тропа» к психологу по данной теме. Затем нами составляется четкий алгоритм последующих шагов, способствующих сбору информации.
- «Страшно приступать к делу. Это ведь неподъемная работа!» Так и есть, начинать всегда сложно. Совет один – начните. Соберите всю информацию о своем роде и оформите его в своем первом генеалогическом древе. Оно может быть рукописным или оформленным в компьютерном варианте. Но, как только вы систематизируете всю известную вам информацию, сразу станет понятно, что нужно искать дальше. В качестве бонуса может возникнуть спортивный интерес, помогающий заполнить пустующие ячейки недостающей информацией.
- «Мои родители живут в разводе уже долгие годы. С отцом отношения натянутые. Что ж мне теперь к нему на поклон идти, чтобы информацию узнавать?» Сложности, связанные с ситуациями развода в семье, пожалуй, самые распространенные. Если мотивация к поиску высока, то она поможет мобилизоваться и придумать, наиболее щадящий ваше честолюбие, вариант разговора с отцом. Если нет, читайте пункт 1. Вы можете продолжать жить так, как жили, но есть возможность улучшить качество своей жизни, и разобраться с собственными обидами на отца. С данным вопросом можно обратиться к психологу. Дальше составляется индивидуальный план поиска информации о вашем роде.
- «Это невозможно. Мне не известны мои биологические родители. Меня вырастили приемные». Если родители «не известны и не интересны» - это один формат работы, можно остановиться на пункте 1, либо…есть возможность проработать обиды на биологических родителей. Для начала. Потом можно сформировать алгоритм последовательных действий, с поиском информации о том, кто были эти люди, найти их родственников (или их самих), восстановить цепочку событий, предшествующую вашему рождению. Очень кропотливая и трепетная работа. Требует больших моральных и физических сил. Здесь без поддержки не обойтись. В работе активно применяются арт-терапевтические и медитативные методы.
- «Зачем все так усложнять? Человека и без истории рода можно проанализировать и помочь ему решить его личностные проблемы, столько психологических школ нам в этом помогает». Будем считать, что психологический анализ, в процессе генеалогических исследований - это, постепенно складывающееся, новое направление. И, как любое направление, оно будет иметь и своих сторонников, и оппонентов. К тому же, кроме психологической работы, в процессе можно получить «вполне материальную» историю своего рода. Таких подарков ни один психологический метод не дает.
Середина процесса поиска истории рода - этокогда человек начал свой поиск, увлекся сбором информации и что-то уже узнал из личных бесед с родственниками, в гос. архивах и из других источников. Но с течением времени мотивация стала угасать. Насущные проблемы часто вытесняют процесс поиска истории рода. Снова возникают вопросы, только уже другого характера - «Насколько важны для меня эти знания? Кому они еще важны? Кто оценит мою работу?» Иногда возникает страх – «Вдруг я докопаюсь до чего-то ужасного? Может не продолжать дальше?» А иногда остановка связана с нахождением того-самого «неприятного», разочарованием, непринятием исторической правды о родственниках…
Итак, основные сложности (или сопротивления), тормозящие процесс продолжения поиска, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- Недостаток собственной мотивации, а также одобрения и поддержки со стороны близких людей в этом, прямо скажем, не простом деле. Мы ведь так ищем одобрения и похвалы. В любом деле. Но достаточно частое явление, когда человеку в поисках информации о роде мало кто помогает из родственников. У родственников на это есть свое сопротивление. Но есть способ, как «подогреть» ситуацию.
Во-первых, если у вас нет составленного генеалогического древа, составьте его. Лучше сделайте это в компьютерном варианте. Это поможет вам держаться правильного курса и не сбиться с пути.
Во-вторых, распечатайте его и для других родственников. Можете дарить древо на Дни рождения, годовщины событий, по случаю своего приезда или просто раздавать. Вручение древа всегда сопровождайте историями о роде, рассказывайте «вкусные» детали. Обратная связь может возникнуть в ту же минуту или догнать вас, спустя какое-то время, но, знаю на собственном опыте, не проникнутся обладанием этого раритета сложно. Да и теперь родственники, нет-нет, да и заглянут в древо, что-нибудь вспомнят, а потом возможно сообщат и вам…
В-третьих, пробуйте раздавать задания родственникам, что-нибудь узнать «о своих», что-то найти, куда-то сходить и т.д.
2. Работа с принятием рода. На всех этапах поиска без уважительного отношения к собственной истории не обойтись. Будь то начальный период или момент «неожиданных» находок в середине процесса. Всякий раз, когда человек встает перед неутешительным фактом истории своего рода, он задается вопросом – возможно ли ему понять, принять и, в конце концов, простить и отпустить человека и ситуацию? Сможет ли? Прощать ли ему отца (или мать) ушедших из семьи? Прощать ли ему бабушку, несправедливо, с его точки зрения, разделившую наследство? Прощать ли мать, которая оставила ребенка в родильном доме? … Этот этап, пожалуй, самый сложный в работе, требующий психологической консультации или даже терапевтической помощи. Но без решения этой задачи, двигаться дальше будет сложно.
Этап многолетних поисков сложно назвать заключительным аккордом в поиске собственных корней. На мой взгляд, эту работу можно только начать и закончить ее не получится. Новая информация может прийти нежданно-негаданно и заставить вас по-другому взглянуть на ситуацию. На 3-м этапе людям чаще всего не хватает поддержки – психологической и информационной. Часто возникают сложности с тем, чтобы «связать концы с концами», уловить важные связи, выявить причины тех или иных событий. Чтобы как-то восполнить нехватку общения «с себе подобными», мною был создан Клуб Знатоков Истории Рода. Пространство, где появляется возможность получить психологическое сопровождение на всех этапах поиска. Чаще всего в клуб приходят люди, имеющие желание узнавать информацию о разных способах поиска информации, а также делиться результатами собственных поисков, обогащая, тем самым, друг друга.
Мы рассмотрели процесс психологического сопровождения на 3-х этапах поиска истории рода. Безусловно, в процессе этой работы найдется время для отдельных тематических встреч в групповом формате на самые разные темы – будь то, отношения в супружеской паре в течение нескольких поколений, или отношения родителей и детей. Направления для изучения, очевидно, не переведутся. Остается только удивляться глубине и благодатности темы истории рода, незаслуженно забытой в последнем столетии.
ykondr.com.