Психология чакр.От Муладхары к Манипуре. Часть 1.

      Пробуждение Кундалини – широко известная тантрическая техника. Практикуя ее, йог надеется достичь просветления, выпутаться из колеса перерождений и достичь, в конечном итоге бессмертия. На первый взгляд это может показаться эзотерической бессмыслицей, но имеет достаточно глубокий психологический смысл. Для пробуждения и продвижения Кундалини используются различные техники: асаны, пранаямы, мантры, медитации и прочее. Кундалини поднимается по центральному энергетическому каналу Сушумне и делает остановки в определенных точках – чакрах.

     «Чакра» буквально переводится как «диск или круг». Важно понимать, что чакра –  это орган тонкого тела или сукшма-шариры. До сих пор существует тенденция связывать чакры с нервными узлами или сплетениями кровеносных сосудов. Это неверно. Чакры не относятся к грубому телу, они имеют более тонкий «психологический» план существования.

     Вообще, чакры – это элемент тантрической традиции. Считается, что чакры можно визуализировать посредством медитации, но не понятно существуют ли они там, в тонком теле, всегда или создаются практикующим в момент транса.

     Традиционно каждой чакре приписывается свой звук, цвет, количество лепестков и проч. Но кроме того, каждая чакра имеет своего бога-покровителя. Поэтому медитация на чакре – это еще и представление божества в какой-либо части своего тела. Эти медитации придают телу космический смысл, оно становится в своем роде Космосом, в одной части которого проживает Вишну, в другой, например, Шива. Так тело в тантризме приобретает божественное значение.

     По чакрам путешествует энергия Кундалини (она же Ци в китайской традиции или Удана-прана в Аюрведе). Задача практикующего – поднять Кундалини из корневой Муладхары-чакры в теменную Сахасрару-чакру. Так достигается освобождение и самореализация.

     Теперь остановимся на каждой из чакр и психологическом значении движения Кундалини.

     Муладхара  (переводится как « корневая база или основа») проецируется в области самых нижних позвонков копчика, в промежности. Цвет красный. По существу, в разных трактатах даются разные цвета чакр, но в нашей отечественной традиции уже устоялись определенные оттенки для каждого энергетического центра. Их легко запомнить – это цвета радуги, если двигаться снизу вверх от Муладхары к Сахасраре: Как-Однажды-Жак-Звонарь-Городской-Сломал-Фонарь.

     Биджа-мантра Муладхары – Лам. Биджа-мантра означает «семенная мантра», то есть то, чем по-существу, эта чакра является. Так что чакра – это звук, который можно визуализировать в виде цветного диска. Элемент или бхута – Земля (Притхви). Это самый поздний этап творения, наиболее плотная из всех бхут. В Муладхаре циркулирует Апана-прана, она тянет человека вниз, привязывает его к земле и к бренному человеческому существованию.

     Муладхара, как и теменная Сахасрара-чакра находится частично внутри тела, а частично снаружи. Это означает нашу укорененность в земле и в мире. По-существу, Муладхара и Сахасрара создают «нить», на которую нанизано человеческое существование, внизу мы врастаем в землю, а вверху должны достигать Божественного. Можно сказать,что Муладхара – это наше обыденное сознание и мышление человека-потребителя.

      В одной из своих статей по психологии развития детей, я писала, какую важную роль играет вертикализация и развитие прямохождения у ребенка. Как только ребенок начинает стоять и ходить, его психологическое развитие делает огромный скачок. Если ребенок начинает позже ходить, то пропорционально запаздывает его психологическое развитие. Видимо, вертикальное положение тела имеет серьезное значение для развития психических функций. Если как то соотносить теорию чакр с психологическим развитием человека, то Муладхара соответствует самому раннему возрасту ребенка, до того как ребенок научается ходить. Как только ребенок осваивает вертикальную позу, он переходит в зону действия Свадхистханы.

     Внутри Муладхары традиционно изображена змея Кундалини, которая обвивается вокруг «Лингама, каков он есть» и прикрывает его верхушку ртом, не давая тому раскрыться. Этот мотив говорит нам о том, что в Муладхаре, в нашем обыденном сознании, Кундалини дремлет и не дает открыться Лингаму, который можно толковать как творческую энергию человка.

     Каково же сознание Муладхары, что может ощутить медитирующий адепт? Вероятно, это чисто инстинктивное сознание существа, способного к вертикализации. Это «темное» сознание, целиком укорененное в инстинктах. В то же время Муладхара – это огромный творческий потенциал, неукрощенная Природа.

     Муладхара, на мой взгляд, одна из самых важных чакр. Она – это начало пути духовного развития. Ее символика говорит о том, что человек должен быть укоренен в своем окружении, он должен «твердо стоять на ногах» здесь, в земном плане существования, прежде чем пожелает развиться до более тонких сущностей. Еще в ведические времена человек должен был вначале вести жизнь домохозяина, рожать детей, а уж после того, как он поднял детей на ноги и устроил жену, ему позволялось покинуть дом и заниматься духовными практиками. Без этой укорененности в земле ничего хорошего не получается, человек гонится за эфемерными духовными истинами и теряет себя. Потому что истины эти таковы, что надо иметь какую-то твердую почву под ногами, чтобы выдержать все эти новые знания.

     Свадхистхана (переводится как «свое место) располагается чуть выше Муладхары, на уровне верхнего края лобковых костей или на два пальца выше. Цвет оранжевый, биджа-мантра Вам. Элемент Вода или Джала. В Свадхистхане змея Кундалини чуть-чуть приподнимает голову. В этой чакре циркулирует Удана-прана, ее движение всегда направлено вверх. Эта прана заставляет нас отрываться от мирского и увлекаться возвышенным. Удана-прана дает нам возможность говорить, выражать свои мысли и контактировать с окружением. С помощью Уданы смыслы обретают свое речевое выражение. Еще Удана – это последний выдох, который отрывает душу от тела. В этом смысле, Кундалини –  часть Уданы, та часть этой праны, что дремлет внутри тела, не участвует в физиологических процессах и нуждается в специальных условиях для своего выявления.

     Психологически Свадхистхану можно понять, как определенное желание человека выйти из обыденного круга своей жизни человека-потребителя. И вот по выходным он вдруг ощущает смутное желание пойти на день Йоги, или в церковь, а может полюбоваться красивым видом  в лесу. Вот это неясное томление по чему-то возвышенному и прекрасному дает нам понять, что Кундалини пробудилась и может обеспечить нам связь с высшими духовными планами существования. Если размышлять исторически, то Свадхистхана –  это момент, когда первобытный художник взял уголек и нарисовал бизона на стене пещеры. Обезьяна стала человеком. То есть, Свадхистхана – это возможность сублимировать свою сексуальную энергию, находить ей другое выражение и применение.

     Если Муладхара находится частично вне тела, то Свадхистхана целиком внутри. В Муладхаре Творческая энергия еще не вполне принадлежит человеку, она смешана с всеобщей природной Творческой силой. В Свадхистхане она находит «свое место» в человеке. Жизненная энергия, или либидо психоанализа, становится частично осознаваемой и контролируемой.

     В индивидуальном развитии это соответствует возрасту овладения тренингом чистоты и началу развития речи – поднимающаяся Удана приносит с собой речь. Это начало Эдиповой фазы детской сексуальности, а так же период первой социализации и знакомства с миром. Ребенок начитает осознавать свои возможности, творческую активность и получает удовольствие от своей деятельности. Мне кажется, сознание Свадхистханы пропитано удовольствием от творчества и своего творческого потенциала.

     Элемент Свадхистханы –  Вода. Это вода в самом низу живота. С одной стороны, на ум приходят ассоциации с мочевым пузырем. С другой стороны, Вода – это очень известный и насыщенный символ: это и Океан бессознательного, и Живая вода, и Крестильная купель и воды реки забвения. В религиозном смысле Свадхистхана – это отказ от телесного и, в конечном счете, инстинктивного и тленного в пользу духовного, высшего и вечного. Но отказ через силу, вынужденный, но необходимый. Подобно тому, как ребенок подчиняется требованиям матери и, наконец, садится на горшок. В этот момент он становится чуть более «осознанным».

     Муладхара и Свадхистхана находятся очень близко и по-существу они описывают два режима одного и того же очень земного существования. Кундалини и сознание спят или Кундалини и сознание чуть-чуть пробудились. Ведь как в нас просыпается тяга к возвышенному, так легко она и засыпает под действием монотонных будней. Но практикующий йог хочет поймать Кундалини в момент пробуждения и провести выше. И если ему это удается, он попадает в следующую чакру с ее новыми проблемами.

     Манипура (переводится как «город драгоценностей»). Эта чакра проецируется на животе, в область солнечного сплетения. Цвет желтый. Биджа-мантра – Рам. Элемент Огонь, Агни. Прана –  самана-вайю, ее движение снаружи внутрь.

     Живот – это традиционная локализация жизненной силы во многих культурах. Достаточно вспомнить выражение «не щадя живота своего». Манипура – это японская Хара, точка, куда уязвленный самурай делает харакири, чтобы освободить душу. И в нашей культуре, особенно у мужчин, большой живот бессознательно означает доминирование и успешность. В историческом плане, мне кажется, человечество достигло Манипуры, когда в обиходе появились собственность, деньги и все вытекающие из этого последствия.

     Живот также – это локализация страха, вспомним хотя бы «животный страх». Кроме того Манипура – это место других сильных и архаичных эмоций, в первую очередь ревности, зависти, жадности, гнева. Манипура горит огнем страстей, ее элемент Огонь. Манипура эгоцентрична, она все тянет к себе, засасывает и перемалывает. Это негативный аспект Манипуры. Так происходит, если Кундалини застаивается в этой точке и не поднимается выше. А это распространенное явление. Совсем не редкий типаж: мужчина с большим животом, умный, властный, доминантный, беспощадный делец, склонный к приступам неадекватного гнева. Его развитие застряло на Манипуре. Но, как Вы видите, в нашем мире, такой тип имеет явные выгоды из-за своих агрессивных лидерских качеств, он мало думает о других и больше берет, чем отдает другим.

     Преодолеть Манипуру – значит научиться контролировать свои примитивные эмоции. В индивидуальном развитии – это возраст 2-3 лет, когда ребенок научается справляться со своей беспомощностью, приступами страха, ревности и гнева. Сознание Манипуры –  это «сознание живота», это сознание трогает только то, что несет угрозу жизни и как то влияет на пищеварительные функции. Все остальное проходит мимо. В общем то, как традиционный йог проводит много времени, медитируя на своем пупке, так и обычному человеку требуется много сил чтобы оторваться от идентификации себя с вещами и достижениями.

     В позитивном аспекте Манипура придает динамизм и уверенность личности, она способствует усвоению знаний и перевариванию опыта. Манипура «греет» адепта, она задает внутенний жар или «тапас», который способствует дальнейшей «возгонке» Кундалини.  Манипура еще – это точка равновесия человеческого тела, она уравновешивает верх и низ, мирское и духовное в человеке. Если с Свадхистхане энергия слишком загрязнена примитивной сексуальностью, то в Манипуре она должна быть очищена от сильных страстей. С каждой чакрой энергия Кундалини становится все более тонкой и духовной.

     Традиционно внутри этой чакры изображается Шива- Рудра, бог гнева и ярости, цвета киновари, но белый от пепла. Смысл этого образа достаточно прозрачен: все что горит – сгорает и становится пеплом. А пепел разносится ветром. Таким путем мы попадаем в следующую «воздушную» чакру, расположенную между легкими.Это сердечная Анахата-чакра и с нее мы начнем в следующий раз.

2017-06-29
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?