Психосинтез Роберто Ассаджиоли

👁 23

«Очень многие тети и дяди
по незрелости вкуса и слуха
очень склонны томление плоти
принимать за явление духа»

Игорь Губерман.

В модели психического мира человека, разработанной итальянским психиатром и мыслителем Роберто Ассаджиоли (1888 – 1974) источник психической энергии указан ясно и однозначно – это «Высшее Я». Собственно говоря, «Я» (заглавная буква) и есть само Бытие, Центр жизни и источник всех ее энергий. Сам Р. Ассаджиоли, описывая «Высшее Я», использовал метафору связи Солнца с отдельной планетой (с Землей, например). Понятно, что Солнце – источник множества энергетических излучений видимого и невидимого спектра. Как Солнце оживляет планету и всех существ, которые ее населяют, так и «Высшее Я» оживляет крошечную искру, ощущаемую нами, как собственное «я» (маленькая буква), которую в Психосинтезе называют «я-самосознание».

Способность к мышлению и деятельности развиваются в человеке, с одной стороны благодаря окружающей среде (материальному миру, общению, обучению), а с другой стороны благодаря воздействию нисходящей энергии, излучаемой «Высшим Я». «Я» тоже нуждается в «я»: с помощью «я-самосознания», Высшее «Я» обретает способность осознавать, что чувствует и переживает отдельное существо – индивидуальность. Между двумя «Я» происходит постоянный энергетический обмен. Личное «я» способно осознать присутствие «Высшего Я», сознательно раскрывая себя нисходящим от него потоком энергии - слушая голос совести, например.

Сегодня все изложенное выше звучит не слишком привычно, однако, подобные взгляды можно считать классическим учением психологии (науке о душе человека).

Доброе и злое начало, Бог и дьявол ведут бесконечную борьбу за обладание нашими бессмертными душами. Человек, наделенный свободой воли, должен выбирать свой путь. Если человека предоставить самому себе – он скатывается в сторону «материальных интересов», за которыми следуют «злые» страсти и поступки. С помощью божественной благодати или с помощью посредников между Богом и людьми: пророков или основателей тех или иных религиозных учений, человек может спастись от разрушения и сохранить вечную жизнь души.

Собственно говоря, это и есть краткое изложение основ того, что до самого начала ХХ века считалось главными основами психологии. «Классическую» модель в психологии до основания разрушил З. Фрейд. Религиозные идеалы и модели рушились от его выводов, связывающих религию с биологическими инстинктами. Мне думается, что главной причиной обрушения классической модели души стал незаметный, на первый взгляд, вопрос, заданный Фрейдом в книге «Тотем и Табу»: чем психическая болезнь отличается от видений святых или пророков?

Душевнобольные слышат голоса. Жанна Д-Арк и святой Сергий Радонежский тоже слышали голоса ангелов, и оба стали творцами национальных мироощущений и национальных характеров. Принципиально, душевнобольной ничем не отличается от пророка – утверждал З. Фрейд... Кому как повезет. Гений и сумасшедший – одно и тоже, – еще до Фрейда, утверждал другой итальянец - Чезаре Ломброзо.

Карл Юнг тоже пытался размышлять научно. Он избегал понятия «Бог» и писал о «процессах и энергиях». Как Вы могли обратить внимание в предыдущей статье, его пары противоположностей равны друг-другу, в них нельзя выделить высшего и низшего начала. Именно равенство противоположностей и производит энергию. Если один из членов диалектической пары будет «выше» или «больше» другого – он с легкостью поглотит меньшее начало, остановив тем самым движение или развитие.

Конечно, модель психики Р. Ассаджиоли основана не на христианской и не на платоновской идее существования души, однако он единственный психиатр или психолог начала ХХ века, рискнувший ввести в психологию, все больше, благодаря Фрейду и Павлову, превращающуюся в «строгую науку», элементы теософии. Он долгие годы был преданным учеником Алисы Бейли – последовательницы «Тайной доктрины» Елены Блаватской. Столь же сильное влияние на его психологическую модель оказала «Интегральная йога» Шри Ауробиндо, и разумеется, концепции бессознательного Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Маленькое «я» («я-самосознание») согласно концепции Р. Ассаджиоли не может быть поглощено «Высшим Я», поскольку является лишь зеркальным отражением «Высшего Я» в структуре индивидуального сознания.

В Психосинтезе «я» (маленькое) - это «атом» - элементарная и неразложимая далее ни на какие составляющие часть нашего существа. «Я-самосознание» - это объединяющее разрозненные части личности чувство, которое невозможно окончательно описать словами. Его природа полностью отличается от всех остальных элементов психики: телесных ощущений, мыслей, речи и эмоциональных реакций. «Я-самосознание» отделяет нас не только от «я» окружающих людей, но и от стремительно меняющегося потока мыслей и эмоций, наполняющих наше собственное сознание. Благодаря элементарности и неделимости «я» мы можем разотождествиться (развоплотиться) наблюдая за собственными эмоциями, размышлениями, выводами, как бы со стороны. Все содержание сознания может становиться одним из психологических объектов, за которым можно наблюдать. В момент развоплощения «я» становится «точкой опоры» всей остальной личности. Я превращается во внутреннюю твердыню, на которую мы можем положиться, чтобы вернуть себе чувство устойчивости или душевного равновесия. Воспользовавшись метафорой Архимеда, можно сказать, что благодаря именно этой «точке опоры» пророки и святые смогли «перевернуть мир».

В Психосинтезе из этого следует неожиданный вывод:


для того чтобы обнаружить собственное «я» (как маленькое, личное «я», так и «Высшее Я»), нужно сначала себя потерять, то есть разотождествиться – выйти из привычного образа, развоплотиться.

Эту цель и преследует самая известная техника психосинтеза – «методика создания субличностей».

Субличности – это противоречивые желания и мысли, которые борются и спорят друг с другом в душе человека.

Начиная работу с субличностями важно понять: субличностей, как неких «объективных» психических структур, не существует!

«Субличности» создают психологи и психотерапевты, играя с клиентами в игру, предложенную Ассаджиоли. Если клиенту такая игра понравилась - в дальнейшем он может выделять из структуры своей психики (создавать) субличности сам для себя. «Субличность» - это просто имя, которое специалист или вы сами даете определенным чертам своего поведения, набору желаний, мыслей и эмоциональных реакций.


"Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, - писал Ассаджиоли, - но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании".

Именно потому, что придумывание субличностей – это игра, ей любит пользоваться кинематограф. Если вы посмотрите, например, фильм «История о нас» («The Story of Us») Роба Райнера (1999г.) или замечательный мультфильм «Головоломка» («Inside Out», 2015) Пита Доктера и Рональдо Дель Кармена, то вам легче будет понять, что имел в виду Ассаджиоли.

Понятие субличности отличается от понятия «комплекс» К.Юнга именно тем, что это условность – игра с психологом. Именование субличностей дает человеку возможность работать с ними, как с живыми существами: сопротивляться им или вести с ними диалог. Субличности можно обнаруживать… заглядывая в зеркало в неподходящих для этого ситуациях. Каждая из наших субличностей имеет неповторимую манеру говорить, сидеть или двигаться. Стоит помнить, что субличность – творческое существо, помогающее человеку, в некоторых упражнениях Ассаджиоли, заглядывать в собственное прошлое или… будущее.

«Набор субличностей» у каждого человека свой, но практически все мы в этом наборе обнаружим: «Внутреннего Критика», не одобряющего почти любой собственный поступок, высказывание или… статью.

«Внутреннего Саботажника» - лентяя, практически никогда ничего не желающего делать или считающего каждое свое намерение бессмысленным или опасным.

В каждом из нас есть наивный «Оптимист», объявляющий любые свои слова и поступки оправданными. Присутствует в нас и неулыбчивый «Пессимист», уверяющий, что те же поступки не доведут до добра.

Ворочается где-то внутри и бдительный «Ворчун», подозревающий всех окружающих в обмане.

И, разумеется, у каждого внутри есть «Внутренний Мудрец», знающий ответ на любой вопрос, встающий перед нами. К нему надо только успеть вовремя обратиться… и этому помогают упражнения Ассаджиоли.

Знакомство с субличностями позволяет почувствовать, что такое личное «я» - «ось», позволяющая не терять себя в диалоге с субличностями. Иногда, в этих упражнениях, сквозь тучи, противоречий, висящие над внутренним горизонтом личности к нам прорывается свет «Высшего Я».

 «Высшее Я» или неизменный духовный центр находится в духовной области бессознательного, которую Ассаджиоли назвал «Высшим бессознательным» или «Сверхсознанием». Сверхсознание источник вдохновения, мистических озарений и гениальности. Полученные с его помощью чувства и знания никогда не грозят безумием.

Кроме Сверхсознания, модель психического мира по Ассаджиоли включает в себя «Низшее бессознательное» (фактически, соответствующее смешанным в единое целое представлениям о бессознательном Фрейда и Юнга) и «Среднее бессознательное» (у Фрейда – «предсознание») то есть то, что мы называем памятью – местом, элементы которого, мы можем извлечь с помощью усилий сознания. Согласно мысли Ассаджиоли, сумасшествие возникает в результате путаницы: человек не может отличить истинных чувств, приходящих из Сверхсознания, от феноменов «низшего» и «среднего» бессознательного. Разумеется, в модели Ассаджиоли есть и «Бодрствующее сознание» - та часть личности, которую мы непосредственно осознаем. Центром бодрствующего сознания как раз и является «личное я».

Все перечисленные элементы Ассаджиоли объединил в знаменитую «диаграмму яйца» («egg-diagram»).




2019-04-10
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?