Работа со зрительными образами в саморегуляции психических состояний; анализ психотерапевтических практик

 

Психологи, психотерапевты иногда сталкиваются с людьми, которые не склонны к вербальному общению. Особенно часто такие ситуации встречаются при консультировании детей и подростков. Работая педагогом-психологом в Межшкольном учебном комбинате, я также сталкивалась с такими ситуациями. Приходилось применять проективные, визуально-психотерапевтические методы при диагностике и психокоррекции. Поэтому исследование темы: «Роль образного мышления в регуляции эмоциональных состояний» считаю актуальной.

Как доказал Ж. Пиаже, образное мышление характеризуется обратимостью осуществляемых в воображении операций и возможностью мысленно производить операции, неосуществимые в действительности. Другая важная особенность – установление непривычных, даже «невероятных» сочетаний предметов и их свойств в целях создания метафоры или символизации.

Известный исследователь визуального (образного) мышления, гештальт-психолог Р. Арнхейм приводит множество данных, доказывающих, что образное мышление иногда обладает преимуществом перед понятийным.

Образное мышление используется в аналитической психологии К.Г.Юнга, ввысшей ступени аутогенного тренинга по И.Х.Шульцу и в методе «Кататимное переживание образов» Ханскарл Лёйнера.

Лёйнер так описывает свой метод: «Концепция КПО базируется на традиции глубинной европейской психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства. Система КПО основывается на двух основных положениях:

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи не интерпретирующего воздействия.

Е.И. Зуев,разработчик отечественного метода биоэнергосистемотерапии (БЭСТ), так высказывался о роли визуального мышления:“Погружение в образную реальность является составной частью глубинной диагностики, поскольку пациент “выдает” те образы, которые заложены в структурах подсознания».

Новое направление в психотерапии, Психокатализ - психотерапевтический метод работы с ощущениями, также применяет способность человека к образному мышлению. Ермошин А.Ф.,разработчик этого метода в своей книге «Вещи в теле» пишет: «“Камень на душе” — один из образов переживания, наиболее часто предъявляемый пациентами, но отнюдь не единственный. “Медузы”, “осьминоги” страха, сидящие в животе и запускающие свои “щупальца” во все части организма, “облака” тревоги в груди, заставляющие пациента заламывать руки и носиться по помещению, “массы” беспокойства, распирающие лоб, не дающие уснуть, “комки” обиды в груди, мешающие дышать, “шары” отчаяния в горле, выжимающие слезы из глаз , “змеи” сомнений в голове, “изъедающие” мозги, “стальные пластины” контролирования ситуации в затылке, повышающие артериальное давление до предынсультного состояния, “свинцовые погоны” ответственности на плечах, расплющивающие позвоночник — все это тоже достаточно часто встречающиеся описания пациентами собственных ощущений» через образы. И далее: «Осознание ощущаемого в образах не является признаком психической болезни. Скорее наоборот, способность осознавать свидетельствует о психическом здоровье. Если же говорить о болезнях, то на поверку оказывается, что “змеи в голове” скорее являются признаком предынсультного состояния, чем шизофрении. На определенном этапе наблюдения за предметными описаниями переживаний выяснилось, что результаты самоисследования ощущаемого в теле могут служить, во-первых, для активизации процессов естественной саморегуляции в организме (через включение механизма обратной связи) и, во-вторых, для организации ускоренных изменений в психическом статусе пациента через сосредоточение внимания на этом процессе».

Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова в коллективной монографии: «“Играть по-русски”. Психодрама в России: истории, смыслы, символы»отмечает: «В работе психодраматиста мне кажется важным отношение к материалу, базирующееся на понимании того, что психические структуры существуют без подробностей. Они существуют как некие архетипы, схемы, конгломераты, расклад каких-то чувств, а вовсе не в виде кинематографических эпизодов. Именно поэтому, если не удается построить конкретную регрессивную сцену и даже скульптура семьи не удается, существует еще один ход. Остается возможность работать на символическом уровне с метафорами, например, с выражением в метафоре своего состояния. “На что это похоже?” — спрашиваем мы. “На то, как будто я проваливаюсь в пропасть”, — отвечает протагонист. И можно построить символическую сцену психодраматического разыгрывания метафоры состояния, в которой все равно будет содержаться структура и паттерн или “танец” проблемы. Далее: «Работа на символическом языке проявляет наибольшее уважение к сопротивлению. Она представляется очень безопасной на эмоциональном уровне. Протагонисту, как правило, невдомек, насколько в его символической сцене все точно видно, представлено, проявлено. А уж потом можно вывести в “зеркало”, показать, например, сцену с метафорой состояния, спросить: “Что тебе это напоминает?”. И тогда часто удается вызвать уже конкретный образ...

Нельзя обойти и такое направление психотерапии, где используется образное мышление, как Сказкотерапия.

В своей работе с подростками я применяла это направление и как метод психокоррекции, и как один из способов психодиагностики.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своей книге: «Проективная диагностика в сказкотерапии» так описывает роли образного и логического мышления: «Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции, Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать символический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками. Использовать трепет образного восприятия и качественный логический анализ». В книге «Тренинг по сказкотерапии» она так описывает значение медитативных сказок для детей и подростков: «Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми. Эти образы, которые впоследствии могут стать духовными ориентирами. Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из неблагополучных семей, в которых существует дефицит эмоционального комфорта, поддержки и тепла. Позитивные образы сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Знание о том, «как это может быть» дает ребенку веру в хорошие отношения между людьми и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения».

На использовании функций образного мышления и воображения строит свою работу по психологическому консультированию известный современный психолог и психотерапевт Вильям Стюарт. В своей книге «Работа с образами и символами в психологическом консультировании» он исследует мир воображения, образов и их использования в психологическом консультировании: «Образы прямо-таки прорываются через контроль разума, который часто блокирует вход в чувства. Клиенты все время полностью сознают, что происходит и куда их ведет воображение, хотя им неясно, почему, и неизвестен результат. Работая с образами, человек движется в коллективное бессознательное и из него, когда образы, вызванные из коллективного бессознательного, выводятся на поверхность, заряженные сильными чувствами. Психика, если ей доверять, будет направлять работу к целостности и интеграции».

Анализируя литературу по данной проблеме, и свой опыт практической работы с подростками я пришла к выводу о том, что данная тема очень важна для разработки новых методов психокоррекции и психодиагностирования.

Дмитриева Н.Б. 8.11.08

 

 

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами