Мультипликационный фильм начинается со знакомства с главным героем. Это даже не человек, а крыса по имени Реми.



…Как часто клиент, приходя на терапию не чувствует себя человеком (сравнение с предметом или животным не редкость) или тем, кто принадлежит конкретному сообществу людей.

Здесь мы сразу обнаруживаем проблемы идентификации.

Реми нравятся люди, потому, что они в отличие от крыс не крадут (берут), а умеют давать (творить). (Потребность давать – одна из ключевых человеческих потребностей). И он даже ходит на задних лапах!

Реми – крыса особенная, с талантом! Талант Реми – тонкое обоняние.

И хвостатый герой находит ему применение, увлекаясь идеями повара Гюсто.

В мультфильме обращает на себя внимание звучание голоса Гюсто (как образа идеального Я Реми) и голоса отца Реми, который восторгов по поводу увлечения сына людьми и кухней, мягко говоря, не разделяет.

Отец Реми неустанно возвращает сына-мечтателя в реальность словами «Мы-крысы!».



Отец Реми символизирует все привычное и устоявшееся в психике, того самого саботажника, который не верит в осуществление мечты.

В реальной жизни такими фигурами становятся родители, учителя и все представители привычной жизни – консерваторы, не признающие нового. Их новое страшит.

Т. е. фигура отца двойственна – она же поддерживает, она же заставляет сомневаться.

Реми – крыса, которая «хочет быть человеком» и увлекается человеческими «штучками».

В общем, перед нами герой в полном смысле – тот, кто отличается, тот, кто ищет свой путь!

Когда Реми узнает книги и передачи Гюсто, он сам о себе говорит, что у него появилась тайная жизнь.

Эта ситуация знакома каждому, кто вырос в среде, где не принимают те или иные идеи / увлечения. В этом случае человек, подобно Реми встает на путь героя, стремящегося осуществиться – осуществить себя.

Тайная жизнь Реми – его первые шаги к мечте.

И вот Реми узнает, что Гюсто не стало – кумир героя умер от сердечного приступа после критики Эго.

Мистер Эго есть в психике каждого из нас. Это тот самый внутренний критик, вобравший в себя установки, транслируемые окружением, который способен буквально задушить мечту!



Эго подвергает сомнению девиз Гюсто, который красной нитью проходит через весь сюжет:  «Готовить могут все!».

Но в конце мультфильма мы наблюдаем метаморфоз, то самое удивительное превращение, что происходит в психическом пространстве героя (того, кто дерзнул выбрать свой собственный путь).

Дух Гюсто (альтерего Реми) сопровождает Реми и приводит его к ресторану Гюсто. Здесь и начинается удивительное становление героя.



Крысе не место на кухне и Реми осуществляет себя как повара, спрятавшись в колпаке Альфредо Лингвини, который как оказывается – сын покойного Гюсто.

Так и у каждого из нас внутри сидит маленькая мечта, которая нашептывает «Попробуй!» и ведет нас дорогою к себе настоящему.

Альфредо на кухне встречается со своей «половиной» Коллет. В отличие от скромника Альфредо, Коллет – бойкая байкерша и единственная девушка на кухне.

Встреча Коллет и Альфредо – символ объединения Анимы и Анимуса (женской и мужской частей психики).



С момента образования союза Реми (что-то маленькое (талант) и скрытое от глаз окружающих) и Альфредо Лингвини (образ неудачника, которого все гонят) ресторан Гюсто, который потерял репутацию, вновь обретает популярность.

В мультфильме путь героя тернист. Его пристрастие к готовке не принимает крысиная семья и самое главное его отец не признает в нем талант и использует его обоняние лишь для того, чтобы определять отравлена еда или нет, тогда как Реми обладает удивительной способностью совмещать казалось бы несоединимые вкусы!

Но и отец, и крысиная семья однажды приходят ему на помощь. Это случается тогда, когда Лингвини открывает кухне свою тайну и рассказывает кто он – истинный повар!

В этот момент Реми снова обретает семью. «Мы не повара, но мы семья!» - слова отца, который, наконец, принимает инаковость сына.

Несколько раз мы наблюдаем, как герой теряет репутацию в одной среде и обретает ее в другой. Только герой знает, какая непостоянная штука признание!

В самый сложный момент те, кто от него отказались (семья) приходят ему на помощь.

Зритель видит, как героя принимают то, как носителя профессии (призвания), то как представителя определенного мира (Реми существует между миром людей и крыс).

Неоднократно жизнь напоминает герою «кто он есть», выдергивая его из его идеальной реальности.

Жизнь как будто говорит герою: Ты не можешь быть собой, ты можешь быть как все! А если ты не как все – ты против всех!

Самый интересный момент мультфильма, конечно, развязка!

Кто такой этот критик мистер Эго?

Наше Эго – ложная идентификация.

Как оказывается, у каждого Эго тоже есть скрытое желание – желание быть удивленным!

И Альфредо и Реми в полной мере удается это сделать.

Альфредо преподносит Мистеру Эго блюдо приготовленное Реми – рататуй, оформленный в виде спирали (спираль – символ движения психики на пути развития).

Это феноменальный момент – мы видим, как Эго вспоминает рататуй, который готовила ему мама. Причем, рататуй в детстве Эго это нечто, что нивелирует неудачу от падения на велосипеде.



Рататуй - тот самый вкус, который «заживляет детские травмы».

Этот момент отражает значение в терапии поиска внутреннего ребенка и того ресурса, который делает его живым и счастливым, не смотря на травмы.

Детство – запахи и вкусы, фразы, которые ассоциируются с первым, кто берет ребенка на руки – его мамой.

Эго буквально воскресает!

Так воссоединившись с внутренним ребенком Эго обретает новое качество, но и здесь есть подводные камни.

Далее Эго узнает о настоящем поваре – мышонке Реми и удивляется еще больше. Он пишет статью, в который не критикует привычным способом ресторан Гюсто, а напротив, признается в том, что только сейчас понял глубину смысла его фразы: «Готовить могут все!».

Эго пишет: «мы, критики, ничем не рискуем, но ставим себя над теми, кто приносит себя на наш суд». Таким же образом и ведет себя наше Суперэго – те установки и мнения, которые способны уничтожить любое ростки нового в нашей душе.

Антуан Эго справедливо добавляет, что мир часто несправедлив к новому и это правда, ведь мир руководствуется установками, которые укореняются в умах большинства.

Эго понимает, наконец, что значили слова Гюсто «Готовить могут все!» и он резюмируют финал:

«Не всякий становится великим художником, но великий художник может прийти из ниоткуда!».

Реми – художник самого «низкого» происхождения, но его талант неоспорим!

Так и в бессознательном, в самых темных и потаенных уголках человеческой души скрываются великие таланты!

Эго теряет репутацию критика, рискнув написать статью о ресторане Гюсто.

И это неизбежная ситуация на пути к себе – ЭГО должно потерпеть крах, утратить репутацию, и только тогда человек может обрести свое подлинное Я!

Так и наши герои, словно части психики, объединяются и счастливо осуществляют малый ресторанный бизнес.

Герои, словно части личности, каждый, занимают свое место, где каждый занят своим делом!

Словно герои сказочной истории части личности стремятся собраться в единый узор.

Согласно Юнгу, первая половина жизни человека характеризуется отделением Эго от Самости, а вторая воссоединением Эго с Самостью, хотя в целом оба процесса, последовательно сменяют друг друга на протяжении всей жизни человека.

Оформление блюда в виде спирали в мультфильме отлично иллюстрирует процесс психического развития от рождения до смерти.

Мультфильм «Рататуй» не просто мультипликация, а метафора интеграции частей психики в единое целое и конечно творческий продукт!

Творчество – это работа души, процесс самоосуществления, процесс обретения себя!

P. S. Творите, рискуйте и удивляйте свое Эго!
Становитесь собой.
Сердюк Алевтина