Эта статья - расшифровка доклада Анны Варги (Председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, зав. кафедрой семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа). Комментарии редакции Психологоса в конце статьи.


Биологической категорией является только младенчество, а детство - это социально сконструированное понятие. Было время, когда не было никакого детства, например, в средние века: когда ребенок начинал ходить и овладевал речью он считался взрослым. Мы это знаем, видя, например, картины средневековых художников, где дети полностью включены в жизнь, они присутствуют при образе жизни взрослых людей, наблюдают за сексуализированными взаимодействиями. Тогда не было такого понятия, как «ребенок», и, соответственно, не было границы между детством и взрослостью, была только граница между младенчеством и взрослостью, и не вставал вопрос о социализации, т.е. о воспитании нужного обществу человека. Детство появилось после важнейшего события – после того, как Гутенбергом (1450 г.) было изобретено книгопечатанье. Когда появилась книга, возникла предпосылка появления детства и взрослости в нашем понимании.

Что произошло?

В средневековой культуре жизнь была общая, совместная, социализированная, было общее, предсказуемое будущее: если ты родился в семье кожевника, то ты будешь кожевником. Культура коммуникации – это была культура устной речи. Когда появилась книга, то возникло чтение, как некий индивидуальный акт: человек был один на один с книгой. И это создавало некий зазор: человек получал информацию один и имел выбор - разделять эту информацию с кем-то, и с кем именно ее разделять. Это создало возможность для развития индивидуальности, люди стали отличаться некой своей внутренней жизнью. Они стали понимать, что «моя внутренняя жизнь это не внутренняя жизнь другого». Соответственно, это сразу создало разницу в информированности между разными слоями населения – грамотными и неграмотными. Мужчины стали обладать бОльшим объемом информации, и именно у них начала развиваться индивидуальность (в нашем понимании), что создало предпосылки для возникновения личности.

Возникновение книги требовало грамоты. Человек может научиться говорить – это его биологическая способность, если он живет в некотором речевом окружении, он его копирует. Чтобы овладеть грамотностью надо учиться, т.к. это не заложено в нашем генофонде. Получилось что маленькая часть людей владеет грамотой и большая часть - не владеет, таким образом возникает задача социализации: чтобы вырастить мальчика (общество было патриархальным) нужно было обучить его грамоте. Пока он не выучиться читать он не мог считаться взрослым, даже если умеет ходить и ездить на лошади. И после этого он еще должен был прочесть определенный набор книг, чтобы обладать необходимым набором информации, который считался в то время малым «джентельменским набором».

Когда стало понятно, что ребенок должен учиться читать, тогда и возникли идеи в обществе про то, что должны быть какие-то способы его социализировать – если есть границы между детством и взрослостью, то должны быть идеи, как совершается переход между ними. Стало понятно, что ребенок это не маленький взрослый, и что его надо как-то учить. Возникли разные теории обучения, например Джона Локка, который считал, что ребенок это чистая доска, с рождения он ничего не знает, он пустой сосуд в который надо только вкладывать. Противоположная ему теория Руссо, который говорил, что ребенок изначально обладает неким набором и его надо раскрывать (теория естественной целесообразности). Эти основные идеи до сих пор присутствуют в педагогике.

За последние 350 лет «детство», как некое понимание, представление очень активно развивалось. Возникло понимание, что ребенок это не маленький взрослый, а специальный человек. Значит, ребенку нужно специальное питание – возникает индустрия детского питания; ребенку нужна специальная одежда; ребенку нужны специальные занятия; стали наблюдать за ребенком, стали предлагать ему игрушки, выяснили, что ребенок – это играющее существо – создается индустрия игрушек. Возникают детские - психология, патопсихология, педагогика.

Огромное количество людей пытается понять ребенка, рассуждает о всякого рода теориях развития: как развивается ребенок, какие этапы он проходит, что надо делать, чтобы он активнее развивался. Развиваются педагогические теории: как его учить в каком возрасте, чтобы он легче усваивал знания – до школы, в игровой развивающей среде, после достижения школьного возраста. Или когда ребенок достигает полного расцвета своего интеллекта (это происходит в 14 лет, после этого все глупеют). Т.е., создана огромная область идей, знаний, интересов и из этого возникает ценность ребенка. Ребенок – это такое создание, которое надо оберегать: убить воина – это одно значение, на войне часто случается, убить ребенка – это зло.

Так мы жили примерно 350 лет.

Далее, после войны, 50-60 годы, происходит драматическое событие – возникает телевиденье, а потом компьютер. Это производит такое колоссальное воздействие на нашу культуру, которое мы не можем оценить, потому что находимся внутри этого. Это воздействие на нашу коммуникацию настолько сильное, что оно сравнимо по своему эффекту с изобретением книгопечатания. Книгопечатанье тотально изменило человеческую психологию, создало совершенно другое общество, совершенно новое представление идеи. Возникает телевиденье и основная коммуникация становится – движущая картинка с ее параллельным озвучиванием. И чтобы видеть эту картинку и слышать текст не нужно учиться – это умеют все, ребенок с полутора лет начинает видеть и понимать изображение. Может он не полностью его декодирует, но к пяти годам он способен воспринять тоже самое, что и его мама, папа, дедушка и т.д. И уже нет разницы в информации, которой обладает взрослый, и которой обладают дети. Т.е., детство как социальная категория стало исчезать, потому что исчез информационный зазор между этими человеческими группами. Ребенок может сидеть смотреть сериалы, новости – все тоже самое, что и взрослые. Соответственно меняется тип культур, т.к. те знания, которые пригождались родителям бесполезны их детям.

Соответственно, вместе с новыми технологиями возникает два момента. Первое - объем информации стал примерно одинаковым для детей и для взрослых. Информации стало очень много. Оно привело к тому, что опыт, который нужен молодому человеку не находится в руках его предков. В средние века тип культуры назывался постфигуративным – дети, вырастая, стараются быть похожими на своих предков, и считается, что предки являются носителями правил, понятий добра и зла, морали и мудрости. С появлением нужного количества доступной информации взрослые не являются для ребенка авторитетом в этом смысле, поэтому меняется тип культуры. Культура, в которой мы живем называется префигуративная: ребенок в силу большей пластичности своего ума часто обладает большей информацией чем взрослый. Например, бабушка не может пользоваться эл. почтой, значит она просит внука помочь.

Второй момент - возникла «жидкая» или «текучая» реальность. Термин придумал Зигмунд Бауман известный социолог, который много писал о том, как изменилось наше общество. Теперь стабильность не является ценностью. Если раньше все старались создавать мир, чтобы там была стабильная территориальная, человеческая среда, чтобы вещи могли переходить по наследству. Теперь это верно только по отношению к антиквариату, все остальное не имеет никакой ценности. Никакая стабильность не нужна, теперь нужно быть мобильным, перемещаться территориально, быть свободным. Мир стал очень нестабилен, поскольку информации очень много и у нас нет способов ее оценивать и понимать, какая информация нам нужна.

Таким образом у нас появляется новый вариант человека, который называется кидалт – взрослый ребенок (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый). Этот термин был предложен в 1985 году и с тех пор он обрастает новыми подробностями. Это человек, который любит фентази, мультики, гаджеты. Прототип кидалта Питер Пэн, который никогда не взрослеет и обладает всеми чертами ребенка: он веселый, беззаботный, жестокий, живет сегодняшним днем. Т.е. это персонаж полностью адекватный «текущей реальности» в которой мы все сейчас живем.

В мире царит тотальная неопределенность и все становится взаимозаменяемым: люди, вещи, связи. Этому очень помогает интернет, который, после телевизора забил последний гвоздь в крышку гроба под названием «детство» потому что в интернете есть возможность заводить связи и не созидать свою индивидуальность. Наоборот, интернет позволяет разрушать эту индивидуальность, создавать себе разные альтер-эго, брать всякие ники – вы со своей индивидуальностью никому не нужны и не интересны. Если вы играете в игру в интернете, интересны только ваши ходы, неинтересно что вы думаете, тем более очень трудно понять, что вы чувствуете. Важна безопасность общения в интернете – вы можете безнаказанно выражать гнев. И если посмотреть в комментариях количество содержательных высказываний и количество гневных пинков, то последние побеждают. Это эротизированные взаимодействия, которым интернет дает свободу, благодаря тому, что есть анонимность.

В таком обществе у нас рождаются дети. Что с ними делать? Что происходит с социализацией? Как учитывать особенности нашего времени при воспитании и обучении ребенка?

Детство исчезает не только потому, что нет информационной границы между детством и взрослостью. Оно исчезает еще и на психологическом уровне: дети перестали быть ценностью. Младенцы остаются ценностью, а дети уже нет. Появились фильмы про вредоносных детей. Раньше, например, был фильм «Изгоняющий дьявола» про ребенка, в которого вселился дьявол. Сейчас появляются фильмы, что дети дьявольские отродья сами по себе, это у них такая природа. Раньше считали, что педофилия это жуткая вещь, теперь скандал с Плетневым никого не волнует: да, педофил, но он музыкант! Нас это не ужасает, как ужаснуло бы 20 лет назад, и он не скрывает этого, как скрывал бы 20 лет назад.

Возникает мир кидалтов – одинаковая одежда, культ молодости, куча статей, о том, что человек собрался красиво стареть, но потом побежал к пластическому хирургу. Этот мир, где к ребенку не нужно бережно относиться, его можно сексуально использовать, его можно использовать в качестве модели в рекламе.

Что получается? Не нужно обучать сумме знаний, потому что это все ребенок может найти в интернете. Школьное образование никому не нужно, нужно только научить читать. Даже не нужно учить грамоте – компьютер исправит все ошибки. Его не нужно учить каллиграфии и не нужно биться за хороший почерк – все равно он будет стучать по клавишам.

Школа перестала воспитывать детей

Школа абсолютно неадекватна требованиям нашего времени, потому что она по прежнему одержима идеей запихивать в ребенка сумму знаний. И вот мы имеем колоссальный школьный день по 7 уроков, потом ребенок приходит домой с кучей домашних заданий. Наблюдая за современными детьми, я понимаю, ч

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами