Нужно меньше говорить и больше рисовать. Что до меня, так я и вовсе хотел бы отказаться от речи и, как заведено в живой природе, выражать все, что хочу сказать, картинками. Гете

Одной из самых популярных рисуночных техник является рисование мандалы, которое способствует самореализации, «призывает» наши внутренние части проявиться и начать взаимодействовать друг с другом.

Во время созерцания и создания мандал происходит снятие напряжения и разрешение внутриличностных конфликтов.     В начале 20 века Карл Густав Юнг стал использовать мандалы в качестве инструмента для исследования собственной личности. Каждый день он вёл дневник, в котором в символической форме зарисовывал своё эмоциональное состояние. Чаще всего эти рисунки носили форму круга. Позднее Юнг предложил рисовать мандалы и своим пациентам. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент и, в конце концов, пришёл к выводу, что метод мандалы — это путь к самому центру нашей личности, к открытию уникальной индивидуальности каждого.  



По словам Юнга «…мандала – это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении…» Рисование мандал является интуитивным рисованием, которое доступно абсолютно каждому человеку. Оно направлено на высвобождение и раскрепощение «себя», раскрытие внутреннего потенциала, обретение внутренней целостности и гармонии. При рисовании мандал человек вновь обретает свою целостность, перестраивая себя на эмоциональном и ментальном уровнях. Как следствие, после завершения создания мандалы человек обычно чувствует приподнятое настроение, прилив сил или же спокойствие, высвобождение.  

Рисование мандалы можно использовать в тех случаях, когда необходимо погрузиться в свой внутренний мир в поисках ответов на вопросы, которые ставят перед необходимостью осознать множество путей решения проблемы. В мандалу можно погружаться в поисках психических ресурсов и новых открытий.



Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов.

 - Эффект зеркала отображает состояние человека, который ее создал. Это – своеобразное зеркало, и понять смыcл отражения помогает контакт с готовым рисунком. После рисования важно посмотреть на мандалу как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают. В дальнейшем этот психологический материал можно связать с реальной жизненной ситуацией.

- Эффект структурных элементов мандалы. Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций. Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, присущ человеку, и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»».  Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.

Эффект смысла. Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир», «женское», «детское» и пр. Используя этот метод можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также, интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален.

Техника свободного рисования мандалы. 

Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно чем угодно: карандашами, гуашью, акварелью и мелками.

Важно расслабиться и позволить себе рисовать, не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл. Предлагаемый алгоритм следует рассматривать как всего лишь опору для анализа, требующего значительной гибкости и творческой активности.

Центр мандалы. Центр является организующим элементом системы. Если система — это психика, то центр — это «Я» автора. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты «Я» — степень его сформированности, силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целеполагание). Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого «Я». Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать так называемое «трансперсональное Я» — духовный центр личности. Отсутствие центра характерно для измененных состояний сознания, в том числе патологического характера. В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов).

Внешние границы мандалы. Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы. Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако, значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в обществе. В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации).

Общий характер рисунка — степень хаотичности или упорядоченности. Упорядоченный характер мандалы связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию. Такие изображения свойственны более зрелым состояниям. Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Иногда изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

Симметрия/асимметрия. Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асимметричные же более свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных нарушений. Мандалы с выраженной асимметрией могут быть свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть признаком внутриличностного конфликта. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр — он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия. Движение в мандале.

Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Движение может иметь разный характер и направленность. Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания. Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.  

Цвет и числовые элементы в мандале. Дополнительно следует проанализировать особенности цветового оформления мандалы и числовые проявления. Числа связаны с повторяющимися элементами изображения (например, лепестки у цветка), а также с геометрическими фигурами. При этом можно использовать разные системы психологического анализа цвета и чисел, однако предпочтительнее те из них, которые рассматривают цвет и числа как одну из форм символической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

Линии – то, чем, собственно, заполняется поле мандалы.  Прямые линии (и составленные из них рисунки и фигуры) означают преобладание разума над чувствами, часто характерны для мужских мандал. Извилистые линии характеризуют преобладание эмоционального начала, недостаток рациональности и часто характерны для женских мандал. Если мандала почти не заполнена рисунками (много белого фона) – это означает, что человек скрытен и подавляет свои эмоции, ему как бы «нечего сказать», он пока не может разговориться на языке рисунка. Чем больше мандал нарисует такой человек, тем больше он начнёт раскрываться, заполняя рисунки других мандал уже большим количеством элементов.  



Тематическая мандала. Мандала Моего Тела.

Данная техника позволяет заниматься решением вопроса: что представляет собой мой образ, из каких сторон и граней он состоит? Процесс создания такой мандалы плодотворен, так как во время него происходит некоторое путешествие через тело и осознание различных его аспектов. Особенность техники состоит в том, что человек рассматривает тело не изолировано, а со своими потребностями, особенностями, во взаимодействии с другими людьми, в резонансе со своим жизненным миром.

 Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте круг в круге. Эти контуры не являются корсетом, в который вы вынуждены втиснуться, они просто предлагают действовать в некотором структурированном пространстве. Если во время работы предложенная форма не подойдет, взломайте ее и нарушьте заданные рамки. – Займите удобное для себя положение, сидя или лежа. Важно чтобы вы могли чувствовать свое тело. Почувствуйте свое дыхание. Глаза можно закрыть или оставить открытыми. Воспринимайте картины, которые возникают в вас. Воспринимайте то, что слышите. Воспринимайте то, что чувствуют ваши руки. Воспринимайте стопами поверхность, на которой они стоят, свои голеностопы, колени, кости таза, спину, лопатки, плечи, локти, запястья и кисти рук, свой затылок и голову. Воспринимайте также свои внутренние органы – сердце, желудок, почки, легкие и остальные органы. В каких местах тело напряжено? Где оно свободно от напряжения, где вы чувствуете приятное напряжение, а где плохое? Как вы чувствуете свое тело в целом? Какое ощущение выходит на первый план, а какое – на второй?



– Выйдите из этого состояния и нарисуйте в поле кольца А1 изображение на тему, как я чувствую свое тело, как я себя чувствую сейчас?  

– Сразу после того как рисунок создан, положите или повесьте рисунок на стену. Важно, чтобы на него можно было посмотреть под различными углами зрения. Какие образы приходят в голову? Какие цвета, звуки живут в вас? О каких людях вспоминаете? Какие события всплывают из памяти? Рисуйте приходящие в голову мысли, образы, идеи и фантазии на поле, которое окружает поле ваших телесных ощущений (А2).

– Примите удобное для себя положение. Направьте внимание на свое дыхание. Как реагирует тело на  слова, проговариваемые с паузами: «Счастье», «Любовь», «Вина», «Печаль», «Надежда», «Злость», «Беспомощность», «Удовольствие», «Зависть», «Презрение»? Важно идти по следам называемых чувств и отслеживать возникающие в вас в ответ чувства. Вносите в поле круга то В1, что для вас сейчас важно, что выступает на первый план чувствования

– Рассмотрите внесенные зарисовки и задайте вопросы о мире чувств, о людях из прошлого и настоящего и т.д., заполните возникающими идеями поле В2.

– Найдите себе место, где вам будет удобно. Сосредоточьтесь на дыхании и попробуйте задать себе вопросы: «Что я думаю о себе самом, кто я как человек, что отличает меня от других, какие у меня цели, во что я верю?». Заполните поле С1.

– В поле С2 отобразите социальный контекст, в котором рождается и формируется образ Я.

– Положите картину на пол, встаньте в еще не заполненный центр мандалы и посмотрите, поворачиваясь из этой перспективы, на свою картину. При этом отслеживайте, что происходит в вас, в вашем теле, с вашими мыслями и чувствами.

– А теперь создайте центр, середину (D).  



Техника «Рисование автопортрета вслепую».

В результате рисования автопортрета вслепую возникает картина, которая непреднамеренно характеризует своего автора, актуализирует внимание к себе, заставляет поразмышлять. Положите перед собой лист бумаги и карандаш таким образом, чтобы можно было одной рукой рисовать, а другой исследовать свое лицо. Закройте глаза и начинайте ощупывать пальцами одной руки свое лицо, при этом другой рукой рисуйте то, что ощутили.

Когда закончите обследование лица, откройте глаза и посмотрите, что возникло на бумаге. Посмотрите еще раз и создайте из того, что уже есть, новое изображение, новый образ и разукрасьте цветными карандашами.

Вопросы для размышления.

– Что происходит во мне, когда я смотрю на эту картину?

– Что общего у меня и этой картины?  

Техника «Цветок женской сущности».

Изобразите цветок, у которого есть серединка три лепестка. Форма, размер и контур цветка и его составляющих могут быть самыми разнообразными.

1.  «Выберите один из лепестков для создания источника женского бытия, женской сущности.  Можете ли вспомнить женщин, которые были для вас образцом для подражания?.. Кто учил вас быть женщиной?.. Что питает вас как женщину?..»

2. «Теперь создайте второй лепесток - тень вашей женской сущности, вашего бытия как женщины. Что спрятано за вашей спиной, в тылу? Каковы темные стороны женского бытия? Что лежит позади, в прошлом?..»

3. Третий лепесток должен называться визави, то есть тот, к кому вы обращаетесь своей женской сущностью. Кто был твоим доверенным собеседником, когда вы были девочкой? В каком собеседнике (мужчинах и женщинах) вы нуждаетесь сейчас, уже став женщиной, и почему?  Чего вы ждете от него?

4. «Серединка, центр цветка - это свободное пространство для создания поля на тему Я как женщина. Оно может быть связью, сцеплением, слиянием всего того, что было важно сейчас, когда вы создавали лепестки... Может быть, эта часть имеет и совершенно самостоятельное, четко очерченное значение... Создайте этот центр цветка в соответствии с тем, как вы чувствуете себя и свою тему Я как женщина».  



Техника «Картина в рамках».

Цель техники – создать «рамку» для угрожающих, «затопляющих» чувств (страха, агрессии, вины, стыда и пр.). Возьмите лист бумаги (лучше формата А1, однако могут подойти и другие форматы, например А4) и нарисуйте четырехугольник, тем самым разделяя лист на внутреннее поле, в котором будет создана сама картина, и поле обрамляющей ее рамки. Нарисуйте во внутреннем поле то чувство, которое готово захлестнуть вас, а рамка – то, что дает вам безопасность. Определите самостоятельно, в каком порядке это сделать. Подумайте, какое чувство противоположно тому, которое может поглотить вас (например, покой противоположен страху, покой нарисуйте в рамке, а страх – во внутреннем поле. Завершив рисование, посмотрите на то, что получилось. Чувствуете ли вы, что разрушающее чувство не так уж угрожающе, что рамка надежно держит его.    



Техника «Нарисуй свое имя».

Я использую эту технику в основном с подростками, которые нуждаются в том, чтобы яснее осознать самого себя, выработать представление о себе, развить образ Я, соприкоснуться с различными аспектами своей идентичности. Однако это вопросы, которые стоят часто и перед взрослыми людьми. Создание образа имени всегда связана с чувствами, например гордость связанная с тем насколько разнообразна личность человека или напротив с грустью, от того, что приходит понимание того, как мало человек уделяет себе внимания.

Возьмите лист бумаги, фломастеры, карандаши и краски – те, которые нравятся. Решите сами для создания картины вы возьмете только имя или еще и фамилию или только фамилию.  Представьте образ своего имени. Возьмите рисуночные средства отпустите на волю фантазию и дайте рукам полную свободу.



После того как картина готова задайте этому изображению свои вопросы, например такие:

Что мне нужно, чтобы мое имя было более заметным?

Мое имя выглядит слишком беззащитным, что мне нужно сделать, чтобы защитить себя?

Как мне стать выразительнее?  



Техника «Рисование маслом».

Цель: развитие эмоционального интеллекта, осознание бессознательных образов, внутренних потребностей, выявление скрытых эмоций своего внутреннего «Я». Данная техника развивает навык свободного рисования, способствует расслаблению, получению удовольствия от процесса рисования. Материалы: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки. Включите приятную музыку. Выберите для себя одну из тем для рисования,  например: «Планета, на которой мне хорошо», «Место силы и безопасности», «Мой мир». Медленно и спокойно изобразите то, что чувствуете.



Главное во всем процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. По окончании работы поднесите рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Не кажется ли вам выполненный рисунок снимком вашей души?

Далее ответьте на следующие вопросы:

• Как бы вы озаглавили свою работу?

• Удалось ли вам реализоваться в этой работе?

• Даёт ли она вам интересные темы для размышления?

• Какой новый опыт вы получили, проживая рисование маслом?

кандидат психологических наук, доцент Макаренко Амалия Алексеевна (Украина, Харьков) facebook.com/profile.php?id=100013610676063
Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами