Рисуночные техники «Я-клумба», «Я-кресло» как действенный инструмент в консультировании.

Техники «Я-клумба», «Я-кресло» как действенный инструмент в консультировании.

Рисуночные тесты и методики я применяю в своей работе уже давно, они мне полюбились еще во время моей учебы в институте. Было ужасно интересно узнавать про себя что-то новое, просто нарисовав рисунок. В процессе своей практической деятельности я открыла для себя ряд преимуществ их использования:

- возможность эффективного применения с детьми, в том числе и с детьми дошкольного возраста;

- эффективность в работе с эмоциональными и телесными состояниями  (минимальное сопротивления со стороны клиента);

- это просто кладезь для сбора диагностических данных о ситуации клиента (при условии, что клиент сам описывает свой рисунок, и отвечает на наводящие вопросы терапевта);

- возможность при необходимости мгновенно провести коррекцию;

-  очень легко с рисунка перейти на работу с телом или наоботрот (для меня как для телесного практика это важно). Этим я часто завершаю работу с рисунком (в представленном ниже примере, я подробно описываю один из вариантов применения этого пункта).

Хочу с вами поделиться двумя рисуночными методиками «Я-клумба», «Я-кресло», с которыми я познакомилась в  рамках тренинга «Проективные технологии в консультировании: Рисуночные тесты и методики». Данные методики очень удачно взаимодополняют друг друга, хотя могут применяться и по отдельности.

Техника «Я-клумба»

Инструкция: «Представь, что ты однажды проснулся и ты клумба. Какая…»

Содержание рисунка отражает, то как человек воспринимает ситуацию заботы о себе (как ограничивающую, преследующую, благоприятную и т.д.) отражает отношение человека к той опеке родителей или людей заменяющих их, которая присутствует в его жизни. Разговор по рисунку создает ситуацию, в которой человек может осознать какие отношения заботы и опеки ему хотелось бы развивать.



Пострисуночный опрос

Поговорить обо всех деталях рисунка, таких как ограда, местоположение, растения произрастающие на ней.

- Кто посадил?

- Что растет?

- Где находится?

- Кто ухаживает? Как часто? Для чего?

- Можно ли пройтись? Что случиться если пройдут?

- Кому нравиться? Кто хотел бы сделать из нее что-нибудь другое?

- Что случиться если он (она) это сделает?

Часто разговаривая о рисунке, нарисовавший начинает говорить от имени клумбы, а не от имени наблюдателя тогда есть хорошая возможность поговорить о чувствах самой клумбы ко всем выше обозначенным проблемам и ситуациям.

Техника «Я кресло»

Инструкция: «Если бы вы были креслом, то каким…»

Содержание рисунка позволяет понять отношение человека к тому, чтобы быть полезным, нужным другим, альтруистические наклонности его и действия. Это хороший символ для выяснения ситуации противоположной, созданной в рисунке «Я клумба» - теперь автор тот, кто заботится, кто что-то делает для другого, кто служит другому.


  Пострисуночный опрос

- Что это за кресло?

- Из чего оно сделано?

- Как давно его изготовили?

- Удобное ли оно?

- Для кого может быть неудобным? - Чем неудобным?

- Чье это кресло? Кто его сделал или приобрел? Для чего? Для кого?

- Где оно стоит?

- Кто заботится о том, чтобы оно дольше служило?

- Что должно случиться, чтобы кресло развалилось, сломалось?

- Кто- может посидеть? Кто не имеет такого права?

Хочу поделиться краткими выдержками с консультации, где были использованы данные методики. Клиентка заявила проблему трудностей взаимоотношений с мужчиной, (встреча не первая).

Методика «Я клумба»


Клиент: Я-клумба, расту под окном моего дома во дворе (далее начинает описывать клумбу от своего лица). Я хозяйка клумбы, ее посадила я, за ней ухаживаю сама, на ней растут полевые цветы (перечисляет). Рядом есть скамейка, на ней можно сидеть и любоваться клумбой. Также на скамейку садятся гости, которые приходят к хозяйке (далее выясняется, что наблюдать за клумбой сидя на скамейке, очень неудобно, для этого нужно повернуть голову вправо и принять напряженную позу, по рисунку это видно даже по расположению скамейки).

Психолог: А, что происходит с клумбой когда приходят гости к вам в дом и вы садитесь на скамейку?

Клиент: Я когда сажусь на скамейку, я забываю о клумбе, я занимаюсь гостями, я растворяюсь в них, в общении с ними (дорисовывает мангал, здесь с гостями мы можем пожарить шашлыки).

Психолог: А что происходит в это время с клумбой?

Клиент: Она ждет…Но чтобы ей было не так скучно, я ей дорисую деревья возле клумбы, на них  живут птички и клумба с ними может общаться, еще нарисую фонтан и насекомых на клумбе. Вот теперь ей не так скучно.

Далее откладываем рисунок клумбы и переходим дальше.

Методика «Я кресло»



Клиент:  Я кресло, добротное, качественное, сделанное мной на заказ (опять говорит от имени хозяйки). Очень мягкое, большое, удобное. Оно находится в комнате. Ухаживаю за ним я. Могут сидеть все гости, которые приходят к хозяйке и ей нравяться.

Психолог: А если тот, кто не нравиться хозяйке сядет в кресло?

Клиент: Я этого постараюсь не допустить, но если такое случиться кресло будет терпеть пока не придет хозяйка.

Психолог: Если бы кресло могло что-то попросить у хозяйки, что бы оно попросило?

Клиент: Составить график, по которому на мне будут сидеть, и чтобы был порядок: на мне нельзя есть, нельзя играть детям в шумные игры, они могут сидеть на мне, только занимаясь серьезным дело, например читая книгу или что –то рисуя сидя на мне, но рисуя за столом.

Далее в процессе разговора переходим к дому где стоит это кресло, в котором живет хозяйка и моделируем ситуацию:

«К ней пришел гость, и хочет остаться на долгое время» (мужчина с которым у нее трудности проживает у нее в доме.)

Гостю зачитывается свод правил, клиентка называет их порядком. И он может оставаться, только если будет их соблюдать. Я предлагаю ей занять место гостя, и с позиции гостя ознакомится с правилами порядка, затем спрашивую как гостю, позле знакомства с этими правилами, что тебе как гостю хочется… Она говорит как гостю мне это не нравится…Мне хочется уйти… Почему спрашиваю я, тебе как гостю хочется уйти, мне здесь не хватает свободы, здесь много порядка, только так как хочет сама хозяйка… Далее клиентка сама делает вывод: Оказывается не всем комфортно, со мной как мне всегда казалось.

Эврика! Вот оно озарение!

И как обещала, пример завершение работы с переходом на телесность клиента. Работаем с ней сначала с рисунком кресла, затем по той же схеме с рисунком клумбы. На протяжении всего сеанса отслеживаю телесные реакции клиента.  

 Инструкция: «Что бы кресло могло или захотело тебе подарить в знак благодарности, как своему создателю…».

Кресло данной клиентке подарило любовь, она дорисовывает два сердечка.

Психолог: Положи руки на эти сердечки и прими подарок, поместив его в ту часть тела, в которую тебе захочется.

Клиент: В область шеи и плеч, это энергия розового цвета, затем превращается в золотистую, окутывая меня как  пушистый воротник, от него мне тепло, и комфортно.

Далее возвращаемся к рисунку клумбы:

Клиент: Клумба дарит мне огромный букет красных роз, перевязанных красной лентой, я помещаю их в область грудной клетки, но там им тесно, они не помещаются…(лицо напряглось…)

Психолог: Тесно или не привычно? Можем ли мы дать им несколько минут побыть там, внутри тебя?

Клиент: Да можем (лицо расслабляется), розы начинают распускаться и выходят из меня наружу, мне это нравится и еще я очень хочу развязать ленту, она мне мешает, она их стягивает…как будто душит (…вот он ее порядок и правила…). Развязываю (…реакция тела глубокий выдох…). Вот так хорошо, я чувствую свободу…Мне так легко и свободно…(А вот и свобода, которой так не хватало гостю...)

В описании приведены только краткие отрывки.

Буду, рада если и вы найдете применения данным методикам в своей профессиональной деятельности.

2016-12-22
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?