Недавно встретился с мнением о том, что самопознание – это работа с собой, и фигура учителя, наставника в этом процессе лишняя. Это статья посвящена моим размышлениям о месте наставника в процессе самопознания и некоторым особенностям двух путей самопознания: в сопровождении наставника и самостоятельное движение по пути самопознания.

Что же такое – познание себя, что это за процесс? Процесс самопознания – это процесс узнавания себя, своих возможностей, особенностей; сознавание скрытых до селе “пластов” своей сущности (личности). Раскрытие и развитие молчащих, пассивных точек зрения (точек сборки), – способов восприятия и понимания реальности и взаимодействия с ней. Процесс самопознания очень иррационален, и сколько его не описывай, все-равно описание будет беднее самого процесса.

Так, если это работа по изучению себя, какую роль в ней играет наставник? Нужен ли он? На первый взгляд – нет. Твори, выдумывай, пробуй, “зарабатывай шишки”, постепенно узнавая себя. Все просто. Действительно, все было бы просто, не обладай человек шаблонностью мышления и поведения. Начинающий исследователь себя и не заметит, что давно уже ходит по кругу. Кроме того, есть еще работающий инстинкт самосохранения, говорящий, что все неизвестное опасно.

Узнавать себя интересно, заманчиво знакомиться со своими новыми возможностями… Но есть еще и то, что человек от себя старательно скрывает. Свои, так называемые, недостатки и ограничения. И без наставника не только сложно начать с ними работать, но и сложно признать у себя их наличие.

Кроме того, человек, в процессе своего взросления, формирует некие принципы взаимодействия с окружающей его реальностью, окружающими его людьми, называя эти принципы моралью, или жизненными принципами, или как-то еще.Эти шаблоны взаимодействия очень важны, они помогают автоматизировать способы реакции в однотипных ситуациях, освобождая, разгружая сознание человека для творческой работы по освоению, узнаванию нового. Но они и мешают. Человек перестает искать другие возможные пути решения, способы реакции известных ему, казалось бы однотипных ситуаций. А чаще всего эти способы реакции он берет в процессе воспитания без проверки на собственном опыте, а просто потому, что “так положено/принято”. И здесь есть два “ложных” пути, на которые может встать человек идущий по дороге самопознания самостоятельно. Первый, отказаться от всех принципов, и все проверять и формировать заново. И второй, не отказываться от очевидно, для этого человека, работающих. В первом случае человек может быстро потерять связь с реальностью, что, в свою очередь, может привести к серьезным нарушениям психики. Или человек просто запутается в своих измышлениях и бросит “бесполезное занятие”, только запутывающее его. Во втором случае, человек к “явно работающим” будет причислять те принципы, которые требуют серьезной проработки, но эта проработка настолько болезненна для человека, что ее необходимость выносится за рамки сознаваемого.

Наставник – это человек прошедший определенный путь самопознания, сознающий и осознающий различные пласты реальности и свое место в ней. Кроме того, наставник – это человек хорошо осознающий, что дает ему процесс наставничества и зачем он ему. Наставник формирует среду развития и на_ставляет, развивающегося в этой среде на оптимальный для него путь, не давая останавливаться не вовремя и “блудить” в трех соснах.

Здесь я предвижу возражение от сторонников самостоятельного пути: “Каждый человек уникален, и соответственно, процесс самопознания уникальности нельзя “загнать в рамки” и говорить о правильности или неправильности пути, или эффективности или неэффективности тех или иных действий”. Не буду здесь рассужать о причинах, формирующих такое мнение, хотя это тоже интересная тема, скажу лишь, что такой подход неверен. Процесс самопознания сродни процессу взросления новорожденного. Действительно, человек, как-будто, заново рождается, он впервые начинает знакомиться со сторонами своей личности, о которых раньше даже не подозревал. И наставник, в таком случае, выполняет роль родителя, находящегося рядом со взрослеющим ребенком. Ребенок сам учится ходить и говорить, но для того, чтобы это делать правильно, ему нужен рядом пример, нужен рядом человек уже умеющий это делать. Когда ребенок начинает знакомиться с миром, рядом с ним должен находиться взрослый, не только показывающий способы взаимодействия с миром, но и оберегающий ребенка от непоправимых поступков. Для этого же нужен наставник (учитель), сопровождающий процесс самопознания.

Кроме узнавания, сознавания своих новых сторон, для того, чтобы потом ими эффективно пользоваться, нужно еще их осознание, а именно, создание “ментальных проекций”, структурирование их, и нахождение им места в рациональной картине мира человека. И основу для структурирования новой информации дает наставник, как структуру родного языка взрослеющему ребенку дает взрослый.

Есть еще один важный момент, требующий осмысления. В традиционных практиках самопознания действует принцип: “Когда ученик готов, приходит учитель”. Один из вариантов прочтения этого принципа говорит о том, что на определенном уровне развития, вся окружающая реальность становится учителем для человека. Это происходит не сразу, а где-то на пятом – десятом году работы над собой. В этот момент фигура (персона) наставника уходит на второй план, а роль наставника начинает играть ситуация. Шри Чинмой как-то сказал: “Ситуация – вот голос моего гуру”. Со стороны может показаться, что человек идет по пути самопознания без наставника, но это, действительно, кажущееся впечатление, так как наставник есть, только его фигура деперсонализирована, но ее наличие четко осознается занимающимся.

 

Денисов Павел